«Хрущевки» или жилая история

Автор: IS-2   
Многоквартирный дом Кларте (Maison Clarté), Женева, Швейцария, 1930 г. Архитектор Ле Корбюзье. Многоквартирный дом Кларте (Maison Clarté), Женева, Швейцария, 1930 г. Архитектор Ле Корбюзье.

Уж сколько всего сказано, написано о «хрущевках», а теперь, когда они определенно и прочно встали на свой железобетонный фундамент в парке истории, молчать просто невозможно.

Жизнь миллионов советских и российских людей протекала под крышами этих неказистых, без изысков строений.

В архитектуре этих более чем скромных зданий, наверное, можно разглядеть конструктивизм Ле Корбюзье довоенной эпохи. Поговаривают, что Н.С. Хрущев одобрил и проекты французских архитекторов.

Начиналось все в далеком 1948 году году. Идея доступного жилья для широких слоев населения была актуальной и в 20-30-е годы, но особенно остро она встала после Великой Отечественной Войны. Связано это было и с разрухой и с новым импульсом индустриализации, неизбежным экономическим подъемом в Советском Союз, большим притоком населения в города.

Эвакуированные во время войны в тыл предприятия, к счастью там и остались, дав толчок в развитии отдаленным регионам СССР. Вчерашние колхозники вербовались на стройки, потом те, кто выучился в ФЗУ, ПТУ трудились на этих заводах. Так уж получилось, что само строительство домов началось при Н.С. Хрущеве, потому и назвали их «хрущевками». И с самого начала не было ничего ругательного в этом термине. Люди обставляли маленькие квартирки простецкой мебелью, табуретами, стульями. У одной бабули я даже видел архаичный сундук.

Н.С. ХрущевН.С. Хрущев

Первые каркасно-панельные дома возвели еще в 1948 году. До 1956 года выходили различные постановления Правительства, проекты проходили одобрение. Оставались самые экономически оправданные, оптимальные в реализации. И с 1956 машина заработала. 402 завода сборных железобетонных конструкций обеспечивали строительные площадки несущими стенами, панелями, лестничными конструкциями и пр. по всей стране. Последние «хрущевки» построены в начале 80-х годов.

Эти трех, четырех и пятиэтажные дома почти лишены украшений: лепнины в виде венков, звезд, огромных статуй рабочих, колхозников, какие можно увидеть на «сталинках», но если внимательно присмотреться, то эстетика не была чужда архитекторам. Перила на балконах и в подъездах порой делались витыми, иногда фасады покрывались мраморной крошкой. Стена подъезда дома, в котором когда-то жил я, около входа в него, оклеена кусочками стекла. Вообще блеск!

В некоторых модификациях предусматривались встроенных холодильники на кухнях. Простой короб под окном. Запасы съестного охлаждалась воздухом снаружи, который поступал через отверстия во внешней стене.

Жильцы любовно ухаживали за своим жилищем. Некоторые, как мои родители белили стены и потолки по два раза в год. На ноябрьские праздники и Пасху. Самостоятельно красились деревянные рамы, батареи отопления.

Для ребенка побелка могла стать еще одним праздником, еще одной игрой. Все вещи поменяли свои места. Посуда в спальне, лыжи на кухне. Весело!

Двери тогда в подъезды были деревянными. Это облегчало детям игру в прятки и вообще прогулки. Двери в сами квартиры изготавливались из ДСП. Иногда ключи от квартир были взаимозаменяемыми (!) Только задумайтесь. Если ты захлопнул дверь и остался без ключей, можно обратиться к соседке из другого подъезда и ее ключом открыть замок. Фантастиш!

Ребята и девчонки иногда носили ключи на тесемочке. Ключи весело болтались на загорелых детских шеях. Ключи от тех самых «хрущевок».

Жилая историяПрошли годы. Столько всего поменялось. В одной из статеек прочел, что «хрущевки» выработали свой ресурс и должны были бы уж сноситься в 80-х. Но нет. Состарившиеся, или совсем молодые, начинающие взрослую жизнь, бедные и состоятельные жители «хрущевок» по всей России поддерживают жизнь в ощетинившихся решетками на окнах желтых, серых домишках, гремя стальными дверьми.
Они не затерялись среди многоэтажек, семейных общежитий и элиток. Существуют квартиры-музеи, а наши «хрущевочки» дома-музеи целого народа.

Начиналось все в далеком 1948 году году. Идея доступного жилья для широких слоев населения была актуальной и в 20-30-е годы, но особенно остро она встала после Великой Отечественной Войны. Связано это было и с разрухой и с новым импульсом индустриализации, неизбежным экономическим подъемом в Советском Союз, большим притоком населения в города.
ПлохоОтлично Популярность +7 (9 голоса(ов))

Если вам понравился сайт или данная статья, пожалуйста добавьте этот код в свой блог, сайт, на страницы любимого форума, в социальные закладки, твиттер или просто отправьте ссылку другу. Это будет лучшая награда нам за то что мы делаем.
<a href="http://20th.su/2011/11/21/xrushhevki-ili-zhilaya-istoriya/">"Хрущевки" или жилая история</a>

8 комментариев на ««Хрущевки» или жилая история»

  1. афроукраинец пишет:

    о хрущевке только самые теплые воспоминания. другое дело что все испортило их заселяемость по формуле комната+1 хотя следовало бы комната на человека. тогда бы и проходной зал был бы именно залом а не проходной спальней для родителей. да и делать такие маленькие кухни и санузлы для двух-трех комнатных квартир не следовало (тут конечно сказывался коофицент общей площади к жилой ведь прописывали по жилой площади). сейчас многие объединяют эти маленькие кухоньки с залом и тогда все встает на свои места.

    ну а некоторым архитекторам следовало бы памятник поставить. в 38 кв.м уместить 2 изолированные комнаты кухню коридор и раздельный санузел или трешку впихнуть в 56кв.м сейчас однушка в 55 а то и 70 квадратов и ничего с ней не сделаешь окон то два а платишь как за хрущевскую трешку.

  2. Инна пишет:

    До сих пор живу в «хрущевке» и другого жилья мне не купить, работая в школе с зарплатой 2000 грн. «Хрущевка» была выделена отцу от шахты. Заселились мои родители в нее в 1971 году. Дома наши были построены к юбилею Октябрьской революции в 1967.Моя мама родилась и до замужества жила в бараке и, поселившись в благоустроенной трехкомнатной квартире, площадью 57 кв. метров, она поняла, что такое коммунизм и решения партии и правительства. Для многих людей послевоенного поколения "хрущевки " стали образцом заботы человеке.

  3. Олишна пишет:

    В ХрущевкЕ жить можно и сейчас с комфортом,при одном НО: по комнате на человека, не считая зала)) и кухню лучше бы соединить в конструктивное решение с тем же залом-гостинной)). И вполне даже уютненько получится))) Выходит, что трешка на семью из трех человек( ребенку-комнату, родителям-спальню, и кухня+зал — общая)), Но опять же хочется и родителям ПО КОМНАТЕ к спальне))))) По-барски так))))

  4. Галина пишет:

    Да, мы выросли в «хрущевках» (кирпичных) и «брежневках» (панельных) и тепло вспоминаем те времена. Думаю, не сами квартиры, а свое счастливое детство. Изуверы определяли жилищные нормы. В нашем Донецке полагалось 6 кв.м на человека. Т.е. даже если в семье 5 человек, в очередь «на расширение» не ставили, т.к. семья вписывалась ровнехонько в 30-метровую «двушку». Т.е. по расчетам тогдашних чиновников семья, состоящая из 2 родителей, 2 детей и бабушки (3 поколения!) должна была вести счастливую, насыщенную, интересную (для детей) и спокойную (для бабушки) жизнь в двух комнатах и 5-метровой кухоньке. Допустим, родителям отводилась спальня — маленькая, узкая, длинная, темная. Зал был побольше и посветлее, но — проходной.

    С нами не жили бабушки-дедушки, нас было четверо, и вот представьте вечер семьи: младшая сестра играет с куклами на полу в большой комнате, здесь же мама разложила выкройки, здесь же отец смотрит футбол (или программу «Время»), здесь же я пытаюсь делать уроки (решать алгебру, писать сочинение), все время работает радио, то и дело звонит телефон. И все это — в том самом проходном зале. Спальня для жизни была непригодна, там помещались только 2 родительские кровати с тумбочками и шкафы одежные, причем протискиваться можно было только боком и на цыпочках. И вот в 9 вечера пора было укладывать спать малышку, часов в 10 пора было спать и мне (школьнице), но именно в это время по ТВ начинался какой-нибудь интересный фильм! А телик — один, и находится он здесь же, в зале. И что делать? Либо родителям никогда не смотреть фильмы, либо нам, детям не светило выспаться. Ну, так и получалось. В 6 утра гремел гимн по радио, вставали родители, начинались утренние хлопоты, сборы на работу. Нам, детям, теоретически можно было спать до 7 часов, но какой уж сон, когда у тебя буквально по голове ходят, хлопают дверями, гремят посудой, папа открывает балкон (даже зимой!) и начинает делать зарядку — здесь, в проходном зале, где мы с сестрой типа спим.

    Такой вот советский быт в «хрущобах»... Зато жилье было отдельное! Не бараки, в которых выросло поколение наших родителей.

  5. Олёнка пишет:

    Галина (если Вы ещё сюда зайдёте, всё-таки год прошёл), а почему вы делали уроки в 9-ть вечера, когда папа смотрит программу «Время»? Уроки нужно днём делать!))) И зачем у вас всё время работало радио? Телевизор, кстати, можно было держать в родительской спальне, тогда родителям — кино, дитям — спать. Дети спят крепче, чем взрослые, и слабый звук телевизора из другой комнаты им не мешает, и, если просто тихонько передвигаться по комнате мимо спящих детей, а не устраивать тарарам, то это их не будит. Тоже вспоминаю эти утренние тарарамы. Если мне было в первую смену, то всё нормально — я вставала в 7-мь вместе с родителями, а, если во вторую — то с облегчением вздыхала, когда раздавался хлопок входной двери, и они уходили на работу.

    В родительской спальне, совершенно верно, мало что помещалось! У нас под окном до батареи была самодельная книжная полка-стеллаж. И вечера я часто проводила сидя на коврике между родительской кроватью и этим стеллажом. Я попросила освободить две полки от книг и там у меня был домик для пупсиков. Там же я и читала и рисовала на маленьком столике, пока родители в соседней комнате смотрели по телеку каких-нибудь «теней, исчезающих в полдень». Вот так я себе организовала личное пространство путём рационального использования родительской спальни.))) А ещё и на кухне можно было посидеть!

    Квартира была трёхкомнатная 39 метров, жили мы вшестером — родители, бабушка с дедушкой и мы со старшей сестрой. Шестью шесть — тридцать шесть, то есть у нас было целых три метра лишних, и в очередь нам вставать не полагалось.

  6. Ирина Пвлик пишет:

    Переехав из барака( у нас была маленькая комнатка с мамой, а бабушка спала на кухне) в «Хрущевку»в двухкомнатную квартиру (28 кв.м.) счастья не было предела! Какой же она мне казалась большой, светлой, уютной. И кухня в 6 кв.м. просто раем, так как была кухней, а непонятно чем то совмещенным: и спальней, и кухней, и умывальней и т.д. Больше такой радости я не испытывала. Сейчас у меня большая квартира улучшенной планировки, но такого восторга от нее уже небыло. А мама живет по-прежнему в старой хрущевке и, приходя к ней, где то щемит то чувство счастливого детства и квартира кажется такой маленькой, но ведь именно она подарила ту радость.

  7. nt61 пишет:

    Ирина Павлик! Один в один. Родилась и жила до 6 лет в бараке переделанном из бывшего коровника. «Разведка» так окрестило местное население окраину села где обосновалась полевая нефтегазоразведочная экспедиция, А когда в 1966 году экспедиция перебазировалась в Оренбург, и нам дали в 1967 году 2-х комнатную квартиру (год жили на квартире) , как и у Вас «счастью не было предела». В 80-х получили квартиру большей площади и комфортности в новом доме, но... самые теплые воспоминания о ней, «хрущевочке».

  8. Ботаник пишет:

    А я жил в кирпичной «брежневке» с очень широкими подоконниками, что было очень полезно для меня — можно было ставить на них большое число горшков с растениями. А в «хрущёвке» снимал одно время, очень плохие впечатления. Стены тонкие, звукоизоляции никакой практически, зимой — дубак, летом — жарища. Подоконники ну совсем узкие, не поставить даже баклажку с пивом :) Единственное приятно, что живет очень много пожилых людей, по-этому, соседи в большинстве своем тихие. А вообще, хотел бы жить в старой «сталинке» с огромными окнами и высокими потолками. Нравятся мне они.

Ваше дополнение