Велосипед — верный друг из СССР
Автор: rakitaВ наше советское детство, наверное, у всех были велосипеды.
До сих пор я считаю, что для малышей пока нет ничего лучше нашего советского трехколесного велосипеда «Малыш». Хотя они и были из железных трубок, но они были легкие и удобные. Колесики крутились легко, при этом очень хорошо развивались ножки малышей. И руль со смешной пластмассовой бибикалкой и педали и сидение, все было сделано рационально и удобно для ребенка. Сел и поехал.
Еще были велосипеды, для детей детсадовского возраста, кажется «Левушка». О был уже двухколесный, с широкими шинами. К заднему колесу можно было добавить еще два небольших колесика. Так что велосипед мог быть двухколесным, трехколесным и четырехколесным. Многие ребятишки начинали учиться кататься именно на таком велосипеде. Но большую скорость он не развивал.
Еще был большой трехколесный велосипед, уже не для малышей, а скорее для дошкольников. Колеса у него были уже не маленькие, шины у него были узкие, вообщем все как у взрослых велосипедов. Причем этот трехколесный велосипед переделывался в двухколесный. Этот велосипед был с цепью, удобным сидением и почти уже взрослым рулем. Такой велосипед был на то время дорогим удовольствием, их владельцам завидовали. Такие велосипеды часто и воровали, обманывая детей.
Для младших школьников выпускался велосипед «Школьник». Для подростков приобретали велосипед «Уралец», а взрослые ездили на велосипедах «Урал». Велосипеды «Урал» и «Уралец» были с рамами. И поэтому девочкам они не очень нравились.
Для девочек очень подходил велосипед «Школьник». И легкий и удобный.
Позже появились велосипеды «Салют» и «Кама». Они были без рам, с утолщенными колесами, мягкими сидениям. Эти велосипеды были разборные. И разбирались уже не ключами и отверткой. Сиденья и руль поднимались уже специальными рычажками, без специальных ключей.
Порой у велика спадала цепь, и каждый ребенок умел ее вернуть обратно. Обычным делом были и восьмерки на колесах, которые мы сами и выправляли.
А что самое обидное – у колес велосипеда могли выкрутить золотники.
Весь ремонт и накачку колес своих великов ребятня осуществляла самостоятельно. К велосипеду прилагалась сумочка с ключами и насос. Накачивали сами, сидения и руль регулировали сами, знали каким ключом, где и что открутить и прикрутить. Каждый что-нибудь умел и помогал друзьям, и поэтому обходились без помощи взрослых. Ну, если только иногда для сложного ремонта привлекали родителей или знакомых.
Велик для нас был любимым средством передвижения и верным другом. Поэтому что только не делали мы со своими друзьями-велосипедами, как мы их только не украшали.
И катафоты разноцветные на разные части велосипедов прикручивали, и проволокой цветной спицы обматывали, и ручки у руля всячески украшали, навешивали кучу различных прибамбасов.
А какие только фигуры не выделывали на своих конях. И прыгали, и перепрыгивали препятствия, и резко тормозили, вставая на дыбы, то есть на одно колесо. Пробовали выполнять различные фигуры велофристайла. Управляли велосипедом и без рук, и без ног, и задом наперед, и с багажника, и обходились вообще без сидения.
Каждый советский ребенок может рассказать множество своих велосипедных историй.
Если вам понравился сайт или данная статья, пожалуйста добавьте этот код в свой блог, сайт, на страницы любимого форума, в социальные закладки, твиттер или просто отправьте ссылку другу. Это будет лучшая награда нам за то что мы делаем.
<a href="http://20th.su/2011/10/21/velosiped-vernyj-drug-iz-sssr/">Велосипед - верный друг из СССР</a>
На первом фото детский велосипед ну вообще можно сказать раритет. Уже лет 10 наверное, я его не встречал на улицах своего города.Да и Школьник с Салютом тоже не видно. Кама ещё встречается,нет нет да промелькнёт,правда уже в не хорошем виде,где то покоцаная,иногда без крыльев. Всё ещё катаются на Каме. С теплотой в душе вспоминаю то время,свой первый Школьник,затем Кама. Кажется,что это было совсем недавно...
«Бабочка» — с толстыми колесами и съемными задними боковыми колесиками.
«Десна-2» — из той же темы что и Кама с Салютом, но меньше и толще колеса
Из «взросликов» был «Минск» еще вроде...
Школьник был полное «Г». Через некоторое время у всех начинались дикие провороты. И запчастей хрен достанешь.
... «Уралец» можно было взять свободно в пунтке проката на месяц, «Школьник» и прочие велосипеды были в очень большом дефиците.
А почему никто не вспомнил еще один шедевр для подростков (правда, родом из Прибалтики)? Я имею ввиду замечательный велик «Орленок»...
Трёхколёсный девайс назывался «Космос». От «Лёвушки» отличался в основном тем, что имел задний ход
СССР не застала, но на советских велосипедах езжу с удовольствием. Хоть и девочка, дедушкин «Уралец» мне куда больше по душе, чем велосипеды без рамы. Какая вообще разница, с рамой или без?
Я каждое лето провожу в деревне, а там детство осталось таким же, каким было в СССР, даже при наличии у многих детей интернета. И велосипеды — главное увлечение всех ребят от 3 до 15 лет.
«И катафоты разноцветные на разные части велосипедов прикручивали, и проволокой цветной спицы обматывали, и ручки у руля всячески украшали, навешивали кучу различных прибамбасов.»
Даа... Мы на руль наклейки из жвачек приклеивали... А в проволоке у меня до сих пор все спицы, уже лет шесть не снимаю... И фонарики прикручивали. А дедушка еще к раме прикреплял сиденье, которое сам сделал, чтобы малышню катать.
«Без рук, без ног и с багажника» — и это всё опробовано) И ещё сидя, перекинув обе ноги на одну сторону и крутя только одну педаль. И с закрытыми глазами, и стоя без рук...
В деревне я раньше за молоком ходила на другую улицу, где ОЧЕНЬ плохая дорога. Вернее, ездила, а не ходила: пешком слишком долго, далеко идти. И мне навсегда запомнилось, как я опаздывала на встречу с подругой, а мне бабушка дала в руки банку и отправила за молоком. После ливня. Как я там между лужами лихачила на велике, по глине!.. Напоминаю: я очень спешила, ехала на огромной скорости. До сих пор не представляю, как я там так летала, ни разу не упав...
В городе я сейчас езжу на новом дорогом велосипеде какой-то там известной марки. Редко на него сажусь, не нравится он мне(( Тормоза на руле, сам руль прямой, а не изогнутый, как у «Уральца» или настолько же привычного «Школьника»... Ещё у него есть переключатель скоростей и при езде он тихо-тихо стрекочет. Такое чувство, что, стоит кочку переехать, и он рассыплется((( На своём «Уральце» я по каким только канавам не ездила, каких только трюков не делала! И до сих пор он как новенький, только краска с годами частично отлетела.
Моим первым великом был «Школьник». Как выше писалось, у него была куча болячек и долго он не прожил. А потом, в 1989 г., мне купили велик «Кросс». Это типа «Камы», только не складной и с рамой. У нас в городе редко они встречались, а когда переехали жить в Сибирь, так вообще этот велик был как из сферы фантастики. Но я подрос, отдал его меньшему братишке, а сам пересел на «Урал». И вот на нем чего только не вытворяли
моим первым «взрослым» великом был «Украина» с рамой, я мелкий был учился ездить(велик отца) как говорили под рамой, ох и трудно было выкручивать позвоночник! потом ротители купили велик «тиса» складдой! потом был «аист» «турист»
«Малыш» еще продается, только очень редко можно его встретить. Дочке я именно такой купила в 2006 году за 500 рублей (в Челябинске)...
«Кама» мой родной велик — на нем я научилась кататься в 7 лет...
А у нас был самый офигенный велосипед Салют, тёмно-зелёного цвета. В деревне была кошмарно-огромная салатовая Сура с рамой, жесть, а не велик! Потом мне купили Арман, радости не было предела, правда, без сумки с ключами, насоса, с пластмассовым сиденьем, которое потом треснуло... но всё равно малышня просила покатать постоянно:))) багажник только был хороший — прочный и широкий... в детстве на колёса ставили оранжевые катафоты и не знаю как называются такие длинные белые штуки, мягкие типа колбасы на колеса их наматывали. Эх, ностальжи...
А у нас на даче нашелся «Малыш», чуток ржавый, но моя дочка 2 года летом на нем гоняла, пока коленки на стали выше руля =)
Велосипеды,велосипеды.
Помню монстров собранных из рамы «Орлёнка»,передней вилки от «Украины»с её же колесом,и рулём от «Камы».Оно ездило.А ещё велосипеды крали,перекрашивали,переделывали,и периодически на велосипедах во дворе ты вдруг мог обнаружить свой звонок,катафот,или колесо.Первым мои велосипедом был ещё Дядькин «Прогресс»,который у меня малого,отобрал злобный алкаш во время одной из поездок в соседние деревни.Вторым был уже значительно позже «Десна» завода ЖВЗ.Этот аппарат и по сию пору ржавеет(живу в другом месте,нет возможности забрать)в гараже на даче.Вроде на нём иногда ещё воду возят.Т.Е он на ходу.Сейчас у меня «Минск» В-143 завода ММВЗ 1979 г.в.Ни за какие коврижки не поменяю его на современного уродца.
Советский велосипед товарищ на очень долгое время.
Солнце на спицах,
Синева над головой,
Ветер нам в лица,
Обгоняем шар земной.
Ветры и вёрсты,
Убегающие вдаль,
Сядешь и просто
Нажимаешь на педаль.
У меня в раннем детстве был трёхколёсный велик с подножками на задней оси,что давало возможность возить пассажира и кататься как на самокате.И пассажир помогал ездоку,отталкиваясь ногой и держась за его плечи. Когда подросли,нам с братом купили двухколёсник «Ветерок»,который однажды разломился,когда мы втроём съезжали на нём с горки.У «Ветерка» не было задней втулки,позволявшей катиться,не крутя педалей,хотя он был крупнее «Бабочки».И не было возможности притормозить,когда катишься с горки.Наверное поэтому его и назвали-"Ветерок":)
Мой первый двухколесный — «Школьник». Только он с рамой был. Помню, как научился на нем кататься... Прошла зима, настала пора снова выходить на улицу со своим велосипедом. Очень волновался и переживал, не разучился ли я за зиму ездить... Когда подрос, отец купил «Десну». Велосипед оказался жиденьким каким-то: багажник к раме одним винтом крепился и от этого болтался из стороны в сторону. У брата «Сура» была — машинка покрепче.
У меня тоже был «школьник» с рамой ГАЗовский, потом тоже купили «Десну». Багажник да, жиденький. Раму пришлось подварить и на ходу до сих пор. С запчастями правда сейчас проблема, т.е. есть всё но металл сырой.
Мне тут как любителю всякого винтажа подарили привет из СССР — велосипед «Украина», живёт у меня на даче. Ржавый в некоторых местах, жуткие восьмёрки, ослабленные спицы, необычный руль, седло ещё самых первых выпусков с заклёпками... Классный агрегат очень. Конечно, его надо отреставрировать, но его нынешнее состояние наоборот навеивает дух того времени и придаёт ему определённый шарм и обаяние. Иногда могу позволить себе прокататься по деревне на нём, но больше он как музейный экспонат стоит у меня )
А я у «кросс» раму даже умудрился сломать попалам, не выдержала сварка. И ща бы купил его.
Сначала был 3-колёсный, как на первом фото. Когда из него вырос, подарили соседям. Потом был уже 3-колёсный с цепью (и тоже с бескамерными шинами), который трансформировался в 2-колёсный при желании. Так и доездил на двух колёсах, пока из него тоже не вырос. Подарили его знакомым. «Школьник» тоже был, но его угнали от хлебного магазина. Наверное, вовремя — из него тоже вырос. Потом был складной «Скиф», не одну зиму провёл на балконе в чехле из старых одеял. По сравнению с «Камой» тяжеловатый аппарат, но тем интереснее им управлять. Украли тоже, на даче. А крайний был полуспортивный «Харьков», на этом с одноклассниками ездил за город. Сейчас стоит у бати в гараже в полном порядке.
А для девчонок без рамы — наверное, чтобы не задиралась юбка
Помню мой первый велосипед — «Зайчик». Переднее колесо было меньше заднего. Седло из пластмассы. Пацаны постарше любили на нем по буграм погонять. Допрыгались — седло лопнуло. Потом мне батя деревянное выстрогал. Потом кадр не с нашего двора забрал как-то велик. Так пацаны потом мне его назад привели
А потом был «Уралец». До тех пор пока брат младший не уболтал-таки дать покататься. Приходит назад — в одной руке вилка с колесом и рулем, а на плече рама с задним. Это он на повороте не расчитал и задним колесом в выезжаюшую машину врезался.
Тогда мне купили «Урал» с рулем-бараном. Правда многие уже на мопедах гоняли, а мне было нельзя. В общем в один прекрасный день, гоняя в лесу по берегу речки, по накатанным буграм я тоже не вписался в поворот. Со всей дури влетел в кусты. Все бы ничего, но в кустах дерево огромное лежало. Каким-то макаром я не убился. Только вот переднее крыло за раму задевать начало. Дома уже выяснилось, что рама прям у самой вилки согнулась. Причем так аккуратно и на первый взгляд неприметно. Ну а от бати мне влетело конкретно. Он думал, чтмо я мол все мопед хочу и поэтому велик сломал. Фантазия-ли у человека, или опыт общения со мной — не знаю
А на «Десну» мы колеса разные ставили. Заднее вроде бы от «Салюта». Так было круче с заносом тормозить.
Трехколесный железный, даже не нашел такого в инете. Потом Олимпик с дополнительными маленькими колесами. Затем Уралец, Урал, Сура. Много было разных велосипедов, эксплуатировались в жестких условиях, в деревне. Много было пройдено на них километров, бывали путешествия по 50, по 100, по 200 км. По шоссе, полям, лесам, тайге.
Все лето на великах вплоть до 93! начиная с 2 лет и трехколесника (не малыш, красный такой винтажный), в 4 левушка! (почти олимпик, но педали похуже, разбалтывались, пока батя радикально их не приварил скобами)))) и на нем я жарил до 1 класса! Жили в малосемейке, места не было, и я очень хотел складной — кама или салют (вообще на владельцев этих великов смотрелик как на небожителей))), но батя не разбирался складной, не складной — и купил уралец! Что я вам скажу — уралец для пацана бест велосипед — простой как рубанок, легкий и на нем легче чем на других получалось ездить без рук, резкое оотормаживание с разворотом с пол пинка, но вот сильно прыгать с трамплинчиков и сшибаться было не желательно, тонкие обода, восьмерки по сему были у всех пацанов с уральцами)). я свою первую получил въехав в каму (что не поделили, не помню). Собирали и разбирали их чуть ли не с закрытыми глазами. До сих пор с ностальгие вспоминаю свой обмотанный проволокой и катафотами увешанный уралец).Потом его угнал от хлебного какой то циганенок (чтоб они все не толерантно в корчах передохли) и потом уже только лет в 14 я купил каму на которую заработал сам, но дом в деревне, где зимой хранилось все железо сгорел и с ним мой последнийвелик... потом учеба, институт, то се. Прошли годы, времена изменились...... теперь я езжу на хонде shadow vt 750c , старом, мощном, надежном и неприхотливом, но с огромной теплотой вспоминаю свое детство на уральце. Современным детям не понять культ велика советского пацана, тогда это было реально — символ свободы.
Сначала Бабочка, толстошинник с дополнительными маленькими колесиками у заднего колеса. Велики такого типа назывались толстошинники, еще из аналогов помню Медвежонок, у него вроде руль прямой как у современных велосипедов. Потом маленькие колесики сняли, катался так. Потом сразу Уралец. Много лет на нем гонял, прыгал, летал, всяко убирался. Тут девочка пишет про езду стоя без рук — конечно такого быть не может, стоя велосипед болтается, без рук не удержишь. Но вот без рук в гору по гальке, такое бывало, шрамы на локте разбитом до кости до сих пор )) Даааа вело детство это сила, сейчас конечно такого уже нет — машины везде, люди злые )) Уральцу троекратное УРА УРА УРА!!! )))
Бабочку без боковых колёс освоил в пятилетнем возрасте. С тех пор приходилось водить трактора. экскаваторы, автогрейдер, легковушки и грузовики, тягач с полуприцепом и пожарный автомобиль.Если бы не бабочка, то жизнь скорей всего пошла бы по другому.
Родители вместо вело купили самокат из ГДР, наши ещё не делали, на колёсах как сейчас у бабочки с площадкой и складным седлом, катался четыре года и отдал двоюр. брату. Летом в деревне собирал с миру по нитке — у кого рама ржавая, у кого колесо, руль и т.д. ремонтировал красил и гонял на этом так, что на спутниках не угнаться. Я в 8 кл. старший брат купил «Спутник», а осенью в армию, за два года, что он служил накатал 15 т. км (по счётчику). Хороший велик, жив и сейчас. После армии купил Спорт 2×4 передачи мучился с кареткой смазывал. смазывал а она скрипит и скрипит, на заводе выточили детали поставил подшипники как сейчас делают картриджи каретки. Рождались и росли дети, для них покупались малыш, бабочка, от племянника Школьник, потом Орлёнок. У жены был Урал и дамский с колёсами 26" всё это сейчас на ходу. Купили ещё 4 современных. У нас 5 машин но это для дела, а в выходные и вечерком садимся на велики и покатили. Замечательная штука ВЕЛОСИПЕД.
Ребятки,читала,читала,но встретила вел «Дружок»! Он был у моих деток (87 и 88 гг.р.) -один на двоих ,жестоко,но не имели возможности купить два.
Кто знает, в какой период выпускался велосипед 3-х колесный Малыш (колеса цельные, без спиц)?
У меня Уралец, я на нём ездию уже давно иногда приходится зимой, по болотам, по леу ездить. Класный велик, никогдане подводил, не разу ни где не застревал (т.к. опыта по бездорожью достаточно много) только вот с покрышками беда была, а так нормальный велик.
«Бабочка» — с толстыми колесами и съемными задними боковыми колесиками. Отличный был велик. Колёса мягкие, кочек совсем не чувствовалось, даже прикольно было подпрыгивать. Не то, что сейчас велосипеды. Вроде и колёса надувные, но едешь как по бетонке
У меня в своё время тоже был «Малыш». Большой его минус — узкие колёса, исключающие возможность движения по пересечённой местности. У бабки- покойницы на даче по грунтовке я на нём ездить так и не смог.
Нуууу, это ещё новая модель))))). Жаль файлик прикрепиь нельзя, скинул бы раритет)))
добрый день, подскажите, пожалуйста, возможно, кто-то знает, где купить такой ретровелосипед для малышей?
или арендовать на один день для съемки.
спасибо
оял
В детстве был «Зайчик» — обожал тот момент утром, когда я стою вверху, возле спуска в подвалы (у нас был сталинский дом, внизу у каждой из 8 квартир 2-этажки — по подвалу), откуда дедушка выносил мне «Зайчик» по каменным ступенькам. Обожал запах масла, крашенного металла, пластика... Любил включить фонари — задний и передний, которые работали от батареек. Сзади был багажник, который защелкивался крышкой. Он же был совмещен с фонарем. В багажник любил засунуть какую-то мелкую ерунду, хотя туда мало что помещалось. У сиденья была маленькая пластиковая спинка...
Позже брал у соседей самокат «Мишка» (или как-то так) на надувных колесах. Ох, как же он быстро и долго мчался после отталкивания! Когда их внук не приезжал в гости и дед не закрывал самокат в подвале, а ставил возле обшитой металлом двери — самокат оказывался в моем распоряжении... После того, как накатался, я аккуратно возвращал аппарат на место.
А уже в Киеве как-то раз в пункте проката на Оболони мы увидели «Орленок». Сердце учащенно забилось. Папа взял его напрокат на месяц. Это было совсем недорого. Затем срок проката продлялся неоднократно, «Орленок» стал практически моим. Сколько удовольствия я получил от катания на нем! Не помню уже, почему его не выкупили — возможно, это было дороговато. Через какое-то время мне купили велосипед «Эврика» со складной рамой, хотя конструкция была довольно хлипкой — за сиденьем находился кусок плотной резины, пронизанный металлическим штифтом: штифт извлекаем — рама складывается. Со временем резина потрескалась и купили другую «запчасть». Да, папа учил меня самого ухаживать за своим велодругом. Хотя у меня к технике душа не лежит и руки — без труда с этим справлялся.
А когда приезжал к бабушке летом — меня там ждал в подвале большой «Аист» с рамой. Мне нравилась его инерция — разогнался как следует и вот уже он несет тебя, стремительно и долго, внушительный и прочный. Часто катал на багажнике соседского мальчишку, мы гонялись с поездами, которые в каких-то 20-30 м параллельно — бабушка жила рядом с железной дорогой.
В 90-х годах у подростков был популярен урал ,помню толпой ездили на дальняки с пяток -десяток уралов и одна кама.На каме тяжело было на дальняк ,инерции мало. Вспоминая как часто ездили и какие горы брали ,дивишься после современных великов как мы вообще крутили педали с такой большим передаточным .
«у колес велосипеда могли выкрутить золотники». Их не надо было выкручивать. То, что автор называет «золотником» вставлялось в пазы ниппеля и достаточно было слегка подцепить за край бокового выступа — штуковина вылетала из ниппеля под давлением.
Ещё был «Минск» с женской рамой", «Украина», полугоночный «турист» с тоненькими шинами, невесомый,
Позднее появился «Универсал», сделанный на основе «Салюта» — с более толстой рамой, складной, колёса 28", тяжёлый как не знаю что.