ЛиАЗ-677 — узнаваемый всеми образ городского автобуса
Автор: llb10До 60-хх годов в Советском союзе не было комфортных городских автобусов. У одних были слишком узкие входные двери, в других отсутствовали накопительные площадки для стоячих пассажиров. Поэтому в 1968 Ликинский автобусный завод выпустил технику, способную взять на борт 100-110 пассажиров, что считалось абсолютным рекордом того времени. Выпуск ЛиАЗ-677 длился без малого 30 лет, а последняя машина сошла с конвейера в 1994. До сих пор можно увидеть автобусы в рабочем состоянии, двигающиеся по городским маршрутам. Например, в Красноярске, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Челябинске. В Иркутске даже есть специальная обзорная экскурсия по городу на ЛиАЗе-677.
Автобус получил множество народных названий, среди которых: «луноход», «клопозавр» «сарай», «чемодан», «баржа» и самое известное «скотовоз».
Новые технологии в ЛиАЗ-677
Несмотря на такие обидные названия, в ЛиАЗ-677 использовались некоторые передовые технологии, многие из которых используются в новейших иномарках в наши дни. В частности, устройство автоматической коробки передач, используемое в современных Фольксвагенах. Часто при ремонте в провинциальных городах АКПП автобуса менялась на обычную механическую коробку, ввиду отсутствия необходимых деталей.
Впервые в автобусе ЛиАЗ-677 был установлен гидроусилитель руля. Водители, пересевшие на новую технику, отмечали простоту управления, так как после управления старыми автобусами в конце рабочего дня ни на что не хватало сил.
Оплата проезда
В салоне автобуса возле двери устанавливался ящик с ручкой, на который наматывался рулон с билетами. Никаких средств контроля не было. По сути, можно было бросить в ящик несколько монет (или не бросать вообще), и взять себе необходимое (любое) количество билетов. Но совесть советского человека не позволяла нечестно поступить.
Ближе к 80-м годам были введены компостеры, а сами билет приходилось покупать у водителя. Кабина водителя имела огромные размеры, и ограждалась от салона стеклянной панелью с небольшим окошком для продажи билетов.
Некоторые личности умудрялись использовать и прокомпостированные билеты. Для этого их мочили и проглаживали утюгом. Отверстия от «зубов» компостера закрывались, и билет использовался повторно. Таким способом можно было использовать билет 3-4 раза. Однако при стоимости проезда в 5 копеек редко кто пытался так экономить. На выходе из салона по левую сторону от двери находилась урна для использованных билетов. Она была изготовлена из горючего пластика (наподобие материала для пластиковых линеек), поэтому частенько отрывалась для изготовления различных «дымовух». ЛиАЗ-677 — единственная модель советского автобуса, оборудованная такой урной.
Характеристики транспорта
Заявленная максимальная скорость автобуса — 90 км/ч. Конечно, с сотней пассажиров никто не развивал даже 60 км/ч. Средняя скорость движения по городу — около 40. Одну из своих кличек «клопозавр» ЛиАЗ-677 получил потому, что поднимался на гору очень медленно, как клоп вверх по стене. Скорость его движения составляла не более 10 км/ч. В некоторых случаях из-за сожжённых фрикционов первой передачи, автобус приходилось толкать вручную.
Хотя водителю автобуса стало легче управлять транспортом, благодаря гидроусилителю, близкое расположение горячего двигателя и кабина с плохой вентиляцией заставляли водителя сильно страдать. В жаркую погоду приходилось открывать все окна, но и это не помогало. Известны случаи, когда водители возили с собой ведро прохладной воды, чтобы время от времени опускать туда ноги.
Всего было выпущено около двухсот тысяч ЛиАЗов. Более точную цифру никто не может назвать, так как технику производили сразу на нескольких заводах.
Если вам понравился сайт или данная статья, пожалуйста добавьте этот код в свой блог, сайт, на страницы любимого форума, в социальные закладки, твиттер или просто отправьте ссылку другу. Это будет лучшая награда нам за то что мы делаем.
<a href="http://20th.su/2015/04/10/liaz-677-uznavaemyj-vsemi-obraz-gorodskogo-avtobusa/">ЛиАЗ-677 - узнаваемый всеми образ городского автобуса</a>
Стоит отметить, что из-за неудачной конструкции трансмиссии 677-й «жрал» неимоверное количество бензина. «Средним» расходом считалось около 40-50л/100км. Пользуясь этим, работники парков нередко специально «завышали» количество сожженного горючего, продавая его потом «налево». При замене коробки на ручную «прожорливость» машин существенно снижалась.
Вторым его «слабым» местом была пневматическая подвеска. Когда выходили из строя баллоны на одной стороне, автобус кренился и ездил «перекошенным».
Всеми узнаваемый звук бренчания бутылок, который получался при износе крестовины. По этому звуку можно было издалека узнать этот автобус.
Прозвищ не имел, тем более обидных. У нас во Львове такие были с козырным номером 7 (звали просто семерка, симка), желтый красавчик ползал по Ленина вверх-вниз. На остальных маршрутах ЛАЗ-ПАЗ.
"Стоит отметить, что из-за неудачной конструкции трансмиссии 677-й «жрал» неимоверное количество бензина. " А сколько должно быть. для такой машины? ЗиЛ-131-45 л/км.
В салоне жутко воняло то ли бензином, то ли выхлопными газами, точно помню, что выходил с этого «скотовоза» с жуткой головной болью. Потом его заменили на венгнрские «Икарусы». Автобусы «совок» делать не умел! Впрочем как и всё остальное...
2 Ya Alex
ЗиЛ-131 — это полноприводной армейский грузовик. С грузоподъемностью в 3.5 тонны, и возможностью буксировки прицепа до 7 тонн. Для него такой расход — норма.
2 Сергей
Ну, не надо быть столь категоричным. Все же кое-что в СССР делали весьма не плохо.
Лиаз-677 легендарная машина! И блюмкание бутылок — это его неповторимая особенность! Не влияло оно ни на что совершенно. Запах выхлопа и бензина это для любой техники тех времен норма.
А Икарусы тоже порядочно дымили. Особенно на летней солярке! Черный-черный дым !!!
Шикарный) На днях на маршрутных в Арзамасе катался) В детстве они нравились больше чем икарусы и лазы)