Лучший контролер — совесть

Автор: sashka   
музей городского транспортамузей городского транспорта

Помните раньше в городском транспорте не было контролеров. А были компостеры и кассы-копилки. Это было расчитано на совесть добропорядочных граждан. Сейчас это в истории и как раз время вспомнить как это было.

касса-копилка в общественном транспортекасса-копилка в общественном транспорте

Как я помню, первой появилась касса-копилка. Обычно она располагалась на самом видном месте в салоне. Пассажир, заходя в транспорт, должен был пройти к кассе-копилке, кинуть монетку в кассу. Крутил ручку кассы и отрывал билетик.  Если транспорт был полон, то иногда даже передавали деньги что бы купить билетик.

На кочках или на неровной дороге монетки в ящике звенели. Некоторые, нечестные пассажиры, не кидали монетки, но брали билет или даже несколько. Я любил наблюдать как при прокручивании ручки, двигалась резиновая дорожка с упавшими монетками и вылазил билетик.

компостеркомпостер

Позже ящики-копилки сменили компостеры. Они были разных видов. Пассажир заранее в киоске или непосредственно у водителя покупал пачку билетов (обычно по 10- штук). При входе в транспорт, пассажир должен был оторвать один билетик и прокомпостировать его в компостере, которые располагались в нескольких точках салона транспорта. На билете появлялись точки в виде номера транспорта или даты (этого я точно не помню). Опять же когда в транспорте было много народа, пассажиры передавали другим с просьбой прокомпостировать билетик.

А вот еще несколько видов компостера.

старый компостерстарый компостер

компостеркомпостер

билетная кассабилетная касса
ПлохоОтлично Популярность +4 (4 голоса(ов))

Если вам понравился сайт или данная статья, пожалуйста добавьте этот код в свой блог, сайт, на страницы любимого форума, в социальные закладки, твиттер или просто отправьте ссылку другу. Это будет лучшая награда нам за то что мы делаем.
<a href="http://20th.su/2009/08/03/luchshij-kontroler-sovest/">Лучший контролер — совесть</a>

8 комментариев на «Лучший контролер — совесть»

  1. pavel пишет:

    немного интересно-читаю эту статью как энциклопедию века эдак 25... компостеры до сих пор есть.и они прекрасно соседствуют (а иногда даже и заменяют!) электронные. в вильнюсе некоторое время стояли электронные компостеры,но больше я их не вижу-стоят простые железные,с иголками

  2. Рожден в СССР пишет:

    а у нас такие «мясорубки» до 1992—1993 в трамваях были

    потом их расфигачили и появились тетки-кондуктора

  3. Taras пишет:

    А самое главное что тети под килограмм 120 :-) . И классно пробираться в час пик по тролейбусу

  4. афроукраинец пишет:

    у кассы копилки любил ездить и билетики отрывать

  5. Снежная пишет:

    Да, помню компостеры! Узнаю :) .

  6. Наталья пишет:

    А потом наступило время, когда люди стали собирать билетики, запоминали или записывали на них номер автобуса (троллейбуса, трамвая), и катались на этих билетах по многу раз, пока не попадется контроллер. Тогда, эх, досада ))) нужно было воспльзоваться новым.

    Экономили как могли, даже на билетах.

  7. Руслан пишет:

    Я любил сидеть рядом с кассой принимать мелочь и отрывать билетики, и признаюсь, если получалось то мелочь себе ныкал а билет отрывал просто так:))))

  8. ия пишет:

    в 85 начала работать на троллейбусе водителем, У меня была касса. До сих пор помню свой первый рейс ночью. Развозила вторую смену. время 12 час ночи. Вместо того, чтобы деньги кидать в кассу все пассажиры отдали их мне. Пришлось по микрофону попросить их так больше не делать. Потом все деньги бросила в кассу. Рассказав об этом коллегам по работе, получила нагоняй. Оказывается они специально приучили народ, затыкая кассы, или вытаскивая билеты заранее. А еще у каждого водителя была такая «уточка» (соединенные определенным образом тонкие пластины), при помощи которой можно было вытащить не провалившиеся деньги. Нужно было точно знать сколько брать, иначе при большой недостаче, могли и оштрафовать.

Ваше дополнение