Вожатый-пионер – для подражания пример
Автор: VoloshinSНекоторые современные деятели скептически оценивают советские времена: дескать, жили по указке, ходили строем в ожидании светлого будущего... Мы, дети, действительно ходили строем, да еще с песней и очень гордились классом, отрядом, страной. Нам прививали это с младших классов не только педагоги, но и верные помощники учителей – пионервожатые.
Работа по воспитанию подрастающего поколения была структурирована. Параллельно с образовательным процессом шел воспитательный. Октябрят объединяли в группы, которыми руководили вожатые, а каждый пионерский класс был отрядом с председателем и избранным советом. Отряды входили в школьную дружину, возглавляемую старшим вожатым. На школьные линейки и торжественные мероприятия мы как раз и ходили строем, а не толпой.
За каждым начальным классом закреплялся ученик на 5-7 лет старше. Причем, не по принуждению – наставников для октябрят выбирали из числа лучших учеников. Это была не нагрузка, а ответственное поручение. Кандидатуры обсуждали на совете дружины, так что стать пионервожатым не так-то просто было.
Детвора с удовольствием общалась со старшим товарищем. У многих были братья и сестры, но тем всегда не до мелюзги. А вожатый – на переменке заглянет, чтоб игры организовать, после уроков с учебой поможет, культпоход в кино организует.
Вместе с учителем вожатый обсуждал план внеклассной работы на ближайшее время: походы в парк, музей, сбор макулатуры. При учителе он не слишком расслаблялся – сказывалось уважение, зато наедине со своими подопечными мог шутить, истории занятные рассказывать, даже подурачиться вместе.
Школой дело не ограничивалось. У каждого малыша находились проблемы, которыми по секрету делился с наставником. Приходилось их решать: кого-то с товарищем помирить, за кого-то заступиться, а кому совет дельный дать. Есть отличный советский фильм «Чудак из пятого «Б» о мальчике, случайно ставшем вожатым. Там раскрываются задачи юного воспитателя и пути их решения с пионерским юмором.
Для того чтоб ребятня была под присмотром пока родители на работе, существовала группа продленного дня. Там делали уроки, потом дружно занимались каким-нибудь делом. А с вожатым любое дело казалось увлекательным: и книжку почитать, и к празднику подготовиться – стихи, песни разучить. Сегодня в свободное время ребята норовят в компьютер нырнуть, а тогда подвижные игры или соревнования на сообразительность были для нас самым занимательным делом.
Классы частенько соревновались между собой в различных конкурсах. Вожатые помогали во всем и болели за подопечных, наверное, больше родителей. Случались и состязания между вожатыми — тогда с маленькими болельщиками никто не мог совладать: визги, крики поддержки, иногда слезы разочарования из-за «несправедливости» жюри, засудившего кумира.
В период летних каникул вожатые тоже не расставались с подопечными. Во всех дворах были клубы для досуга. Дети с утра приходили в игровые комнаты, мастерили поделки из каштанов, желудей, картона. Мальчишки деловито клеили макеты самолетов и кораблей, девчонки шили наряды для кукол и рисовали. Вожатые помогали инструктору организовывать игры, просмотры диафильмов, походы за материалом для поделок и гербариев.
Это было замечательное время. Мы росли в коллективе, учились помогать и сопереживать другим. Со временем сами становились вожатыми и передавали младшим свой небогатый опыт. Такое воспитание дисциплинировало и помогало в дальнейшей жизни. Тогда еще никто не мог предположить, что большая и дружная страна разделится, будут богатые и бедные, счастливые и несчастные. Мы имели равные возможности, будущее зависело от каждого из нас. Но что-то мы недоглядели…
Если вам понравился сайт или данная статья, пожалуйста добавьте этот код в свой блог, сайт, на страницы любимого форума, в социальные закладки, твиттер или просто отправьте ссылку другу. Это будет лучшая награда нам за то что мы делаем.
<a href="http://20th.su/2015/04/06/vozhatyj-pioner-dlya-podrazhaniya-primer/">Вожатый-пионер – для подражания пример</a>
Да, это было классное время. У нас у всех, у детей, было какое-то подсознательное ощущение защищённости. Мама ключ на шею повесит, и ты пошагал в школу. Никакого страха или тревоги. Дети были защищены и государством и в целом, и в повседневной жизни окружающими его старшими. А как прекрасно был продуман детский досуг — кружки, секции, всё стоило чисто символически, семья с 2-мя детьми могла позволить себе оплачивать занятия своих детей и спортом, и хобби. Дети были организованы и не болтались без дела, а постоянно развивались. Прекрасное было время! К сожалению, у наших детей всё уже было совсем не так.