Инвалидка — легендарный автомобиль
Автор: llb10Автомобиль С3А (эс-три-а) запомнился многим по легендарной комедии Гайдая «Операция Ы», где на нём ездили Трус, Балбес и Бывалый. Из-за того, что за рулём сидел именно герой Моргунова автомобиль получил народное название «моргуновка». За 12 лет (1958—1970) было выпущено более двухсот тысяч автомобилей. Однако более популярной моделью стал автомобиль С3Д (эс-три-дэ), выпускавшийся с 1970 по 1997 год, получивший в народе название «инвалидка». Свое народное название машина получила из-за того, что она выдавалась собесами именно людям с ограниченными возможностями. Человек с ограниченными возможностями должен быть пользоваться автомобилем 2,5 года, после чего машину ремонтировали, и она эксплуатировалась ещё такой же период времени. После 5 лет пользования нужно было обязательно сдавать технику обратно в собес и получать новую.
Чтобы управлять С3Д требовались удостоверение водителя категории «А» со специальной пометкой. Существовали модели техники, приспособленные для управления людьми без верхних или нижних конечностей.
Разработка нового автомобиля велась ещё с 1967 года, а сама новинка должна была стать прорывом в автомобилестроении, ведь множество сложных деталей предыдущей модели производились вручную, что не давало сделать выпуск автомобилей массовым. Для производства С3Д использовались новые механизмы, штампующие детали из металла, что требовало минимального применения человеческого труда.
Благодаря огромному количеству деталей к мотоколяске и доступной их цене, С3Д часто становился базой для изготовления микроавтомобилей, тракторов, аэросаней. Списанная техника передавалась во Дворцы Пионеров, кружки Юного Техника, где их переделывали в вышеупомянутые агрегаты.
Особенности автомобиля С3Д
Длина мотоколяски составляла все го лишь 2,6 метра, но при таких габаритах вес машина превышал 500 кг, что было достаточно много, так как 4-местный горбатый Запорожец весил около 600. Мотоциклетные двигатели были довольно шумными и требовали добавления в бензин машинного масла. Часто пропорции не соблюдались, что приводило к быстрому износу двигателя.
С3Д имел 4 скорости, и переключались они так же, как и у мотоциклов. Для включения заднего хода существовал отдельный рычаг, а двигаться назад можно было на любой из скоростей. Максимальная скорость техники составляла всего 60 км/час.
Преимущества и недостатки
Конечно, по сравнению с С3А автомобиль получился очень даже неплохим: взять хотя бы закрытый корпус. Но далеко шагнуть вперёд не получилось С3Д, как и раньше был слишком шумным, потреблял много, как для своих габаритов, горючего (7 л/100 км), салон был рассчитан только на двух человек.
В то же время техника отличалась неприхотливостью в эксплуатации, повышенной проходимостью (из-за небольшого веса), отличным запуском двигателя даже при сильных морозах.
Мало кто знает, но именно в «инвалидке» 70-хх годов были введены ряд новшеств, которые стали использоваться в отечественной автомобильной промышленности лишь в середине восьмидесятых. Среди них: поперечное расположение мотора, независимая подвеска, тросовый привод сцепления.
Одна из известных компаний, занимающихся производством коллекционных моделей автомобилей, выпустила в 2010 году модель С3Д в пропорции 1:43 в рамках проекта «Автолегенды СССР». До сих пор на улицах провинциальных городов можно встретить С3Д в рабочем состоянии.
В 90-хх после окончания выпуска С3Д на её базе ещё несколько лет производились снегоболотоходы Нара, полностью использующие корпус автомобиля в сочетании с огромными колёсами.
Если вам понравился сайт или данная статья, пожалуйста добавьте этот код в свой блог, сайт, на страницы любимого форума, в социальные закладки, твиттер или просто отправьте ссылку другу. Это будет лучшая награда нам за то что мы делаем.
<a href="http://20th.su/2015/04/01/invalidka-legendarnyj-avtomobil/">Инвалидка - легендарный автомобиль</a>