Полеты из Москвы в США через Северный Полюс

Автор: IS-2   
 Г.Ф. Байдуков, В.П. Чкалов, А.В. Беляков у своего самолетаГ.Ф. Байдуков, В.П. Чкалов, А.В.Беляков и их АНТ-25

Начало двадцатого века ознаменовалось расцветом авиации. Человечество совершило очередной скачок в своем развитии. На этот раз скачок от воздухоплавания к авиации. Эстафету  Нестерова, С. И. Уточкина приняли В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков, А.В. Беляков, С.А. Леваневский.

Рискованные полеты в непредсказуемых погодных и климатических условиях совершал еще Ян Нагурский. В 1914 году он облетел побережье Новой Земли.

Позднее, в годы холодной войны СССР и США мчались в гонке вооружений, а тогда, в середине 30-х развернулось нешуточное состязание в авиации. Перелеты через Атлантику в 1928, 1932 были только началом.

АНТ25 на взлетной полосеАНТ-25 на взлетной полосе

Преимущества советского строя и социализма должны были быть замеченными мировой общественностью. Всемирные выставки, гастроли наших артистов и наконец, перелеты через Ледовитый Океан!

Эта отчаянная идея приписывается Герою Советского Союза С.А. Леваневскому – отметившемуся еще в спасение челюскинцев в 1934г. Хотя, скорее всего она уже витала в воздухе. Ведь в те годы отношение к полюсу наверное, можно сравнить с интересом к Марсу в наши дни.   Нашлась и машина – цельнометаллический моноплан АНТ- 25 конструкторского бюро А.Н. Туполева. Могучий корабль с размахом крыльев в 34 метра. Аэроплан был оборудован даже убирающимися шасси. В его крыльях, служивших бензобаками, вмещалось 5.5 тонн топлива. И только представьте себе! Самолет был выкрашен в ярко красный цвет.

Первая попытка, предпринятая в 1935 оказалась неудачной. Самолет, пилотируемый С.А. Леваневским, Г.Ф. Байдуковым, В.М. Беляковым, В.М. Гуревичем и В.И. Левченко тогда едва не потерпел крушение из-за утечки масла. Несмотря на поддержку И.В. Сталина, Леваневский все-таки отказался летать на АНТ-25 и командиром экипажа предстоящего перелета из Москвы в США стал В.П. Чкалов.

Месяцы ушли на изучение особенностей этого летательного аппарата, освоение его в разных летных условиях. Нужно принимать к сведению то обстоятельство, что магнитному компасу в условиях полюса верить нельзя, да и спутников тогда еще не было! Навигация осуществлялась визуально, по радио и СУК (солнечный указатель курса). И команда подобралась дружная, крепкая: В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков, А.В. Беляков.

Пробный полет состоялся летом 1936 года. Тогда отважная тройка пересекла страну по маршруту Москва – Хабаровск. Однако, самолет приземлился на острове Удд (ныне остров Чкалов).

Сам эпохальный, беспосадочный перелет начался 18 июня 1937 года. Погодные условия никак нельзя назвать идеальными. Экипажу приходилось сражаться с обледенением, кислородным голоданием. Да и сам график управления самолетом был очень напряженным. Управление такой сложной, перегруженной машиной привело к сбою графика и герои дежурили по 10-12 часов. Даже личные качества качества летчиков оказались на редкость совместимыми. Веселый, энергичный Чкалов, который подначивал и ободрял своих товарищей. Немногословный, пунктуальный штурман Беляков, Байдуков, ставший хроникером эпопеи.

Америка чествует советских кероевАмерика чествует советских героев

За более чем 50 часов (!) беспосадочного перелета через Северный полюс аэроплан попадал и в циклон и в антициклон. Вышла из строя водяная система охлаждения двигателя. За несколько часов до посадки машина могла просто погибнуть. Но советский человек и здесь нашел решение проблемы. В емкости охлаждающей жидкости была залита урина летчиков, которая собиралась в течение нескольких дней в специальные резервуары.

Перевалив через Северный полюс, промчавшись над Канадой, АНТ-25 благополучно сел в США в Ванкувере. Это событие было, конечно же, воспринято янки, как грандиозное шоу. Американцам, кажется, не верилось, что в СССР могли создавать такие самолеты и такие моторы. Встречи с военными, мэром Портленда, президентом Рузвельтом. Бесчисленные интервью, радиопередачи и тысячи, тысячи автографов — вот что ожидало супергероев из великой Страны Советов. Не успели американцы опомниться, а в августе того же 1937 года они услышали над своими головами рев другого гиганта АНТ-25-1, на борту которого также через полюс прибыл М.М. Громов с А.Б.Юмашевым и С.А. Данилиным.

Голливуд отдыхает - наши звезды:  М.М. Громов   А.Б.Юмашев и  С.А. Данилин в СШАГолливуд отдыхает - наши звезды: М.М. Громов А.Б.Юмашев и С.А. Данилин в США

Череда свершений была омрачена трагическим полетом С.А. Леваневского на самолете ДБ-А с бортовым номером Н-209. Он также намеревался преодолеть северную ось Земли. Ни Леваневского, ни даже обломков его самолета так и не нашли и по сей день.

Вот так задолго до гагаринского «Поехали!» о свершениях советского народа и Советской Власти миру поведали ослепительные улыбки В.П. Чкалова и его друзей. Героизм первых пятилеток, подвиги красных авиаторов проложили дорогу к победе советского народа и в Великую Отечественную и позднее на стройках Союза.

В 1975 году Г.Ф. Байдуков и А.В. Беляков по приглашению американской стороны вновь совершили перелет по чкаловскому маршруту на Ил-62М. Именем В.П. Чкалова названа одна из улиц американского Ванкувера.

ПлохоОтлично Популярность +2 (2 голоса(ов))

Если вам понравился сайт или данная статья, пожалуйста добавьте этот код в свой блог, сайт, на страницы любимого форума, в социальные закладки, твиттер или просто отправьте ссылку другу. Это будет лучшая награда нам за то что мы делаем.
<a href="http://20th.su/2012/10/08/polety-iz-moskvy-v-ssha-cherez-severnyj-polyus/">Полеты из Москвы в США через Северный Полюс</a>

Один комментарий на «Полеты из Москвы в США через Северный Полюс»

  1. Гриб пишет:

    Из области мифов, искажающих действительность, когда в памяти у людей не совсем то, что должно быть. Сталин сделал так, чтобы полетел не экипаж Героя Советского Союза Громова, превосходящего Чкалова, а его любимец. Чкалов неправильно подготовился к полету и не побил никаких рекордов! сев в Канаде. Вынужденно с задержкой через месяц полетел экипаж Громова и сел в Мексике, установив новый рекорд. Но у людей на слуху и в памяти только Чкалов.

Ваше дополнение