Полеты из Москвы в США через Северный Полюс
Автор: IS-2Начало двадцатого века ознаменовалось расцветом авиации. Человечество совершило очередной скачок в своем развитии. На этот раз скачок от воздухоплавания к авиации. Эстафету Нестерова, С. И. Уточкина приняли В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков, А.В. Беляков, С.А. Леваневский.
Рискованные полеты в непредсказуемых погодных и климатических условиях совершал еще Ян Нагурский. В 1914 году он облетел побережье Новой Земли.
Позднее, в годы холодной войны СССР и США мчались в гонке вооружений, а тогда, в середине 30-х развернулось нешуточное состязание в авиации. Перелеты через Атлантику в 1928, 1932 были только началом.
Преимущества советского строя и социализма должны были быть замеченными мировой общественностью. Всемирные выставки, гастроли наших артистов и наконец, перелеты через Ледовитый Океан!
Эта отчаянная идея приписывается Герою Советского Союза С.А. Леваневскому – отметившемуся еще в спасение челюскинцев в 1934г. Хотя, скорее всего она уже витала в воздухе. Ведь в те годы отношение к полюсу наверное, можно сравнить с интересом к Марсу в наши дни. Нашлась и машина – цельнометаллический моноплан АНТ- 25 конструкторского бюро А.Н. Туполева. Могучий корабль с размахом крыльев в 34 метра. Аэроплан был оборудован даже убирающимися шасси. В его крыльях, служивших бензобаками, вмещалось 5.5 тонн топлива. И только представьте себе! Самолет был выкрашен в ярко красный цвет.
Первая попытка, предпринятая в 1935 оказалась неудачной. Самолет, пилотируемый С.А. Леваневским, Г.Ф. Байдуковым, В.М. Беляковым, В.М. Гуревичем и В.И. Левченко тогда едва не потерпел крушение из-за утечки масла. Несмотря на поддержку И.В. Сталина, Леваневский все-таки отказался летать на АНТ-25 и командиром экипажа предстоящего перелета из Москвы в США стал В.П. Чкалов.
Месяцы ушли на изучение особенностей этого летательного аппарата, освоение его в разных летных условиях. Нужно принимать к сведению то обстоятельство, что магнитному компасу в условиях полюса верить нельзя, да и спутников тогда еще не было! Навигация осуществлялась визуально, по радио и СУК (солнечный указатель курса). И команда подобралась дружная, крепкая: В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков, А.В. Беляков.
Пробный полет состоялся летом 1936 года. Тогда отважная тройка пересекла страну по маршруту Москва – Хабаровск. Однако, самолет приземлился на острове Удд (ныне остров Чкалов).
Сам эпохальный, беспосадочный перелет начался 18 июня 1937 года. Погодные условия никак нельзя назвать идеальными. Экипажу приходилось сражаться с обледенением, кислородным голоданием. Да и сам график управления самолетом был очень напряженным. Управление такой сложной, перегруженной машиной привело к сбою графика и герои дежурили по 10-12 часов. Даже личные качества качества летчиков оказались на редкость совместимыми. Веселый, энергичный Чкалов, который подначивал и ободрял своих товарищей. Немногословный, пунктуальный штурман Беляков, Байдуков, ставший хроникером эпопеи.
За более чем 50 часов (!) беспосадочного перелета через Северный полюс аэроплан попадал и в циклон и в антициклон. Вышла из строя водяная система охлаждения двигателя. За несколько часов до посадки машина могла просто погибнуть. Но советский человек и здесь нашел решение проблемы. В емкости охлаждающей жидкости была залита урина летчиков, которая собиралась в течение нескольких дней в специальные резервуары.
Перевалив через Северный полюс, промчавшись над Канадой, АНТ-25 благополучно сел в США в Ванкувере. Это событие было, конечно же, воспринято янки, как грандиозное шоу. Американцам, кажется, не верилось, что в СССР могли создавать такие самолеты и такие моторы. Встречи с военными, мэром Портленда, президентом Рузвельтом. Бесчисленные интервью, радиопередачи и тысячи, тысячи автографов — вот что ожидало супергероев из великой Страны Советов. Не успели американцы опомниться, а в августе того же 1937 года они услышали над своими головами рев другого гиганта АНТ-25-1, на борту которого также через полюс прибыл М.М. Громов с А.Б.Юмашевым и С.А. Данилиным.
Череда свершений была омрачена трагическим полетом С.А. Леваневского на самолете ДБ-А с бортовым номером Н-209. Он также намеревался преодолеть северную ось Земли. Ни Леваневского, ни даже обломков его самолета так и не нашли и по сей день.
Вот так задолго до гагаринского «Поехали!» о свершениях советского народа и Советской Власти миру поведали ослепительные улыбки В.П. Чкалова и его друзей. Героизм первых пятилеток, подвиги красных авиаторов проложили дорогу к победе советского народа и в Великую Отечественную и позднее на стройках Союза.
В 1975 году Г.Ф. Байдуков и А.В. Беляков по приглашению американской стороны вновь совершили перелет по чкаловскому маршруту на Ил-62М. Именем В.П. Чкалова названа одна из улиц американского Ванкувера.
Если вам понравился сайт или данная статья, пожалуйста добавьте этот код в свой блог, сайт, на страницы любимого форума, в социальные закладки, твиттер или просто отправьте ссылку другу. Это будет лучшая награда нам за то что мы делаем.
<a href="http://20th.su/2012/10/08/polety-iz-moskvy-v-ssha-cherez-severnyj-polyus/">Полеты из Москвы в США через Северный Полюс</a>
Из области мифов, искажающих действительность, когда в памяти у людей не совсем то, что должно быть. Сталин сделал так, чтобы полетел не экипаж Героя Советского Союза Громова, превосходящего Чкалова, а его любимец. Чкалов неправильно подготовился к полету и не побил никаких рекордов! сев в Канаде. Вынужденно с задержкой через месяц полетел экипаж Громова и сел в Мексике, установив новый рекорд. Но у людей на слуху и в памяти только Чкалов.