Макулатура, шампунь и предпринимательство
Автор: diana2176Когда объявлялся в школе сбор макулатуры – мне можно было ждать выговор и разбор полетов на классном часе. А во мне просто с детства заложена предпринимательская жилка. И не из-за денег я сдавала макулатуру в приемный пункт. Что там, 2 копейки за килограмм. А из-за заветного талончика, дающего право сделать покупки в специальном отделе универмага. Там можно было купить дефицитный товар. А дефицита в СССР было много: книги, импортные шампуни, косметика приличная, обои и многое другое. Я любила покупать шампуни и мыло. Моей коллекции можно было позавидовать, а в магазине меня узнавали продавцы. Да и в пункте приема макулатуры меня запомнили.
Почему шампуни? А как в советское время можно было ухаживать за длинными волосами, если все полки магазинов забиты только стеклянными бутылочками с жидкой субстанцией, но по ошибке названной «Шампунь лесной»? Им голову было мыть нельзя, ну если только у вас стрижка под троечку, тогда подойдет. Даже в парикмахерской мастера у женщин перед завивкой спрашивали, каким шампунем они мыли голову, не «лесным», случайно? Потому как от такого прекрасного средства даже завивка химическая не бралась. А мама его как моющее средство для полов использовала, тогда же не было таких средств? А у нас было!
У меня были очень длинные волосы, ниже спины. И чтобы за ними ухаживать правильно, маме приходилось хороший шампунь покупать у спекулянтов. Пока я не увидела этот отдел в универмаге. Но где же раздобыть такое количество бумаги? За одну бутылочку шампуня, мало того, что нужно заплатить от 2,50 до 5 рублей, так еще и 20 килограмм макулатуры нужно сдать.
И тут во мне проснулась предпринимательская жилка. Мама работала на почте, я договорилась, что буду приходить и забирать упаковочную бумагу. В СССР газет выписывали много, поэтому я прошлась по соседям, попросила отдать мне старые газеты. Как соседи радовались, что у них это кто-то заберет! Они думали, что это я для школы прошу. А я в корыстных целях. Вход пошли и старые книги, ведь раньше как книгами торговали? Чтобы купить понравившуюся книгу, тебе в довесок добровольно-принудительно какие-нибудь тезисы партсъезда «предлагали» купить. Ну и куда потом это все деть? Правильно, соседке-пионерке на макулатуру.
Если бы я действительно это сдавала в школу, я бы была на первом месте хит-парада активистов. Я за месяц могла 100 килограмм макулатуры сдать. Но так как от сбора в школе отлынивать было нельзя, мне приходилось хоть 3-5 кг. все же сдавать. Жалко было… А меня еще и отчитывали, мало сдаешь, норма 10 килограмм. Норма? Это кто же установил такие нормы, чем руководствовались, интересно? Эх, ностальгия…
Наступил момент, когда мне уже не нужно было такое количество шампуней. И я их начала коллекционировать. Придут подружки, я открываю шкафчик, а там – глаза разбегаются. И ГДР, и ФРГ, и Италия, а Болгарию уже и за шампунь не считала.
А потом мы переехали в маленький городок. И не было там такого универмага с таким отделом. Вот и пригодилась мне моя коллекция, хватило ее года на 2. А потом и СССР не стало и все в магазинах появилось.
Если вам понравился сайт или данная статья, пожалуйста добавьте этот код в свой блог, сайт, на страницы любимого форума, в социальные закладки, твиттер или просто отправьте ссылку другу. Это будет лучшая награда нам за то что мы делаем.
<a href="http://20th.su/2012/04/16/makulatura-shampun-i-predprinimatelstvo/">Макулатура, шампунь и предпринимательство</a>
Вы красотуля были в школе, наверное — волосы до «ниже пояса». А мне при многих родных в Москве и частых командировках предков туда эти шампуни перепадали регулярно, и югославская «Мелинда» и польская «Кася» специально для детей, чтобы не щипал глаза, и много каких ещё.
А по теме макулатуры, так тоже собирали. Только разнарядки не было, хотелось обогнать параллельный класс, вот и всё. Ещё был второй интерес: в бумажном хламе попадались журналы «Техника-молодёжи» и «Моделист-конструктор». Отдельная тема, позже создам. Изданий царского времени не попадалось, но слышал, кому-то достался трофеем журнал «Нива».
У нас в Академгородке был пункт приёма макулатуры. Очереди туда стояли большие. Мы собирали старые газеты (тогда много газет выписывали, они были дешёвые) и сдавали в этот пункт, получая специальные талоны. Собрав определённое количество таких талонов, покупали на них дефицитные книги: Дюма, Морис Дрюон «Проклятые короли», Лион Фейхтвангер, Честертон.
Очереди да, везде были не маленькие. Сдавшим выдавались книжки для наклейки тех самых талонов согласно сданному количеству бумаги. Сдавали эти книжки в магазинах, после чего покупали книги. Точно помню, что началось это дело с Дюма-отца, сначала «Королева Марго», дальше господа мушкетёры. Дрюоновские короли появились позже. Ещё помнится, книжки с талонами попадали на чёрный рынок. Бумаги было завались, но времени и терпения на очередь не всем хватало. Тут-то и появились жучки, желающие подзаработать на документах «полустрогой отчётности».
Помню в школе у нас был доступ к помещению, где хранилась сданная макулатура. Это был настоящий клондайк не только к дефицитным на то время журналам, но и запрещенной и не желательной для чтения для нашего возраста литературе.
Я помню у нас дома всегда накапливалась куча макулатуры. Журналы, альбомы для рисования, исписанные тетради, газеты, мама ещё с работы приносила не нужные машинописные листы, и прочую канцелярскую шушеру. Так у нас эта куча всегда накапливалась потихоньку. Пока я не пошла в школу. И когда у нашего класса был первый сбор макулатуры в школе, то наш первый «А» занял первое место. Это была моя заслуга. Дело в том, что у нас накопилось порядком 30 кг макулатуры. И я пошла с родителями ( первоклашка ведь как донесёт 30 кг) и всё это протаранили в школу. Я помню в этот день приёмщиками в нашем классе были Оля Голубкова и Семёнова Таня. Они даже удивились. У нас редко кто приносил больше 10-15 кг. Но в среднем было килограмм 7 так скажем. Но многие приносили, старались, и довольно много. Была зима, холодно, и моя мама запомнила этот момент. На школьном дворе было полу-темно. И вдруг я слышу: «Нечаева- иди сюда» А Голубкова меня увидела и позвала. А потом когда у нас на первом этаже вывесили, какой класс, сколько собрал макулатуры, то оказалось, что наш класс ( хоть и первый был) занял первое место в школе.
Владимир, таким образом в восьмом классе мы среди сданной макулатуры обнаружили «Декамерон». Это было нечто.