Рождественская Ёлка, как элемент классового неравенства
Автор: Lala Zimova«Только тот, кто друг попов, ёлку праздновать готов». (Агитационный слоган 1920-х годов)
Мы так привыкли к этой традиции — ставить и украшать ёлку каждый год, что совершенно позабыли о тех временах, когда праздник Рождественской Ёлки был запрещён! После революции 1917 года на этот праздник никто особого внимания не обращал, очевидно у большевиков были другие важные занятия. Но в 1927 году в стране началась антирелигиозная кампания и под этот шум начались гонения на старые «буржуазные» праздники. В изданных в тот год «Материалах к антирелигиозной пропаганде в рождественские дни» был такой агитационный лозунг: «Скоро будет Рождество — Гадкий праздник буржуазный, Связан испокон веков С ним обычай безобразный: В лес придет капиталист, Косный, верный предрассудку, Елку срубит топором, Отпустивши злую шутку». Праздник Рождества Христова выглядел крайне подозрительно в молодой Советской Стране, где Бога по умолчанию не было, но праздник почему-то был. Праздник Рождественской Ёлки был праздником богатой буржуазии и не соответствовал идеологии нового правительства. Как результат отсутствия праздника, в Питере была закрыта единственная фабрика по производству ёлочных игрушек. Также прекратился ввоз игрушек из Германии. А как известно, там где запрет на какую-то продукцию, там сразу и активные люди появляются со своей поддельной продукцией- кустарщиной. Появилось большое количество некачественных игрушек, сделанных из чего угодно, к тому же они быстро ломались.
Зачастую это была вата, солома, яичная скорлупа, гипс, ткань и т.д. И те, кто всё же подпольно отмечали Рождество, не имели большого выбора в ёлочных игрушках. Именно тогда появилась традиция вешать на ёлку конфеты, печенье и фрукты! Ведь надо же было что-то на неё вешать, раз с игрушками были проблемы! В советских газетах рождественская ёлка высмеивалась и обесценивалась. Вот что писали в одной из советских газет об этом волшебном празднике: «Гуляет по белу свету несуразная Рождественская елка, состряпанная в угоду паразитам услужливыми лапами мракобесов на горе и унижение угнетенных и обездоленных тружеников, издевательство и надругательство над ними». Такое положение дел продлилось до 1935 года.
В 1935 году Советское Правительство во главе со Сталиным решило реабилитировать ёлку, очевидно беспокоясь о детях трудящихся и о том, что у у них нету детского праздника. Ведь исторические факты гласят, что Иосиф Виссарионович очень любил детей и часто с ними фотографировался, тем самым показывая советскому народу свою «доброту». С религией Ёлку больше никто не ассоциировал. 28 декабря, в газете «Комсомольская Правда» появилась заметка «Давайте организуем детям хорошую елку». Идея по возрождению праздника принадлежала секретарю ЦК КПСС П. Постышеву. В результате по всей стране срочно развернулась активная кампания по организации праздников ёлки для советских детей.
В свою очередь оживилась и деятельность фабрик и малых товариществ, которые начали выпускать ёлочные игрушки. Изменилась и сама ёлочная игрушка. Если прежде ёлочные игрушки носили религиозный характер, изображая ангелочков, библейские сюжеты, различных животных, то теперь это уже были советские ёлочные игрушки и соответствовали они новой идеологии. Были очень популярны игрушки в форме гимнастов, акробатов, пионеров, женщин в красных косынках и тематические:например, популярная в те годы тема – покорение Советским Союзом Заполярья и т.д. Именно тогда ёлочное рождественское украшение — восьмиконечная белая звезда Вифлеема была заменена пятиконечной красной звездой-шпилем, которой принято было украшать верхушку ёлки, в центре которой красовался кудрявый Володя Ульянов. В 1937 году было выпущено специальное пособие «Ёлка в детском саду», в котором были даны подробные рекомендации, где и какие игрушки надо вешать. В том же году были впервые выпущены новогодние шары с изображением Ленина, Сталина, Ф.Энгельса и К. Марса. В детские новогодние подарки тех времён было принято вкладывать маленькие карточки с надписью «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство», чтобы дети ненароком не подумали,что своим счастливым детством они обязаны Деду Морозу. Что касается реабилитированного Деда Мороза, то в начале того же 1937 года, в Московский Дом Союзов, он впервые пришёл со своей внучкой – Снегурочкой, и с тех пор эта традиция прочно закрепилась и дошла до наших дней. В годы моего детства самой главной ёлкой Советского Союза конечно же была Кремлёвская Ёлка в Москве, традиция проведения которой уходит корнями в год её основания – 1954. Но, не каждый советский ребёнок мог попасть на эту ёлку. Надо было иметь спец. приглашение. В основном на Кремлёвскую Ёлку в Москве приглашались детские творческие коллективы, дети-отличники, а также дети представлявшие все 15 республик. С каждым годом праздник Ёлки становится всё ярче и богаче. И, переходя из века в век, из года в год, Рождественская красавица совершенно не стареет и по –прежнему несёт нам ощущение чуда и волшебства!
Если вам понравился сайт или данная статья, пожалуйста добавьте этот код в свой блог, сайт, на страницы любимого форума, в социальные закладки, твиттер или просто отправьте ссылку другу. Это будет лучшая награда нам за то что мы делаем.
<a href="http://20th.su/2011/01/05/rozhdestvenskaya-yolka-kak-element-klassovogo-neravenstva/">Рождественская Ёлка, как элемент классового неравенства </a>