Общественно-полезный труд как школьный предмет

Автор: Ansuz33   

Общественный трудВоспоминания о советском детстве остались для меня связаны с мощной идеологической обработкой подрастающих поколений. Всем нам усердно и часто повторяли, что мечта каждого нормального человека — учиться, работать, создать семью, встать в очередь на получение бесплатного жилья и получить его. Особенно про работать не только говорили, но даже ввели в школах общественно-полезный труд. Это сложно назвать школьным предметом как таковым, поскольку никто никого не заставлял учиться работать с тряпкой или шваброй или носить ведро, полное грязной воды, из школьной столовой. Все было гораздо прозаичнее — если учащиеся по каким-то причинам не принимали участия в таких работах, то им снижались оценки по всем предметам на полбалла или даже на балл. Бывали даже случаи не аттестования, если дело касалось злостных тунеядцев, с точки зрения школьной администрации.

Был установлен такой порядок — каждый ученик должен был в течение учебной четверти отработать порядка 10-15 раз, в зависимости от длины четверти, на благо родной школы. Работами руководила не то завхоз, не то кто-то еще (точно уже не помню должности этой женщины). У нее был закуток, недалеко от комнаты школьного вахтера, где она держала необходимый для работ инструментарий — швабры, тряпки, веники, ведра и совки с лопатами, в том числе снегоуборочными. Самое важное -там же хранился особый журнал, который она даже в учительскую не сдавала из опасения, что тунеядцы, не дай бог, доберутся до него и поставят напротив своих фамилий отметки о выполненных работах. Впрочем, ей это не особо грозило — ее боялись больше, чем классного руководителя, завучей и директора школы вместе взятых. Кроме этого, наш трудовой лидер отличалась отменной памятью -она знала в лицо всех учеников младшей и средней школы, которые и составляли контингент трудящихся на благо школы.

День отработок начинался всегда одинаково: ровно в 8 утра учащиеся второй смены приходили к ней в закуток, здоровались и брали по ее поручению задания. Кому-то поручалось помыть лестничные пролеты и панели, кто-то подметал двор и выносил мусор на задний двор, кто-то отмывал грязные коридоры. Единственное, чего она не давала делать ученикам до 14-15 лет, так это мыть стекла в школьных окнах, чтобы еще больше не развезли грязь. Это была прерогатива учащихся старших классов, которые учились в первую смену и могли приходить на отработки только после окончания занятий — не раньше часу дня.

Эта дама никогда не утруждала себя тем, чтобы вспоминать имя своих отработчиков до того момента, пока они не придут отчитываться о выполненной работе. Тогда она брала свой магический журнал и шла смотреть результаты. После осмотра выносился вердикт — переделывать либо засчитать с оценкой за работу. Как правило, чаще засчитывалось, поскольку ее боялись так, что предпочитали делать порученную работу сразу и наверняка — а то себе дороже будет. Некоторые отрабатывали сразу на четверть вперед, зато потом могли спокойно гонять балду полгода. Зато наша школьная уборщица существовала только на бумаге...

ПлохоОтлично Популярность +9 (9 голоса(ов))

Если вам понравился сайт или данная статья, пожалуйста добавьте этот код в свой блог, сайт, на страницы любимого форума, в социальные закладки, твиттер или просто отправьте ссылку другу. Это будет лучшая награда нам за то что мы делаем.
<a href="http://20th.su/2013/06/15/obshhestvenno-poleznyj-trud-kak-shkolnyj-predmet/">Общественно-полезный труд как школьный предмет</a>

8 комментариев на «Общественно-полезный труд как школьный предмет»

  1. Иванко46 пишет:

    В моей школе обязательных работ во время учебного года не было, Только в классе убирались после уроков, да иногда после уроков улицы подметали (типа субботника). А вот во время летних каникул обязательно надо было 2 недели отработать на благо школы.

  2. Alex пишет:

    Иванко46. И у нас также, в учебное время только уборка классной комнаты. А вот летом отрабатывали на приусадебном участке и в самой школе. Нас с детства приучали убирать за собой и трудиться. Сейчас же учат только деньги сдавать на «нужды школы».

  3. Таня пишет:

    Я юридических тонкостей не знаю, поэтому хочу уточнить. Весь без исключения детский труд был запрещен или как сейчас — были нормы 4 часа в день для 14-16-летних и 8 часов для 16-18-летних? В принипе, человек ведь после окончания 8-ого класса мог идти работать. А это возраст 14-15 лет. По идее, должен был и труд какой-то с этого возраста быть разрешен. Иначе получается дикая несуразица.

    Часовые нормы детского труда, скажу по секрету, и сейчас не выдерживаются, даже в самых образцово-показательных конторах, целенаправленно занимающихся трудоустройством молодежи — сложно это, особенно, когда бригада состоит из разновозрастных подростков. Платят там и сейчас чисто символически, ну да а где 14-18-летнему заплатят честно? С ним хлопот больше, чем пользы от его работы. (Извините за цинизм). Но все же подростки идут и работают, причем, как мне кажется, далеко не худшая их часть...

    «Практика» в школах была и будет оставаться, пока в школьной программе есть азы трудовой и профессиональной подготовки, это тоже, в общем, понятно.

    Не сравниваю и не оцениваю. Мне все время везло, по-моему. В советское время (в младших классах) застала ненапряжную летнюю практику вроде уборки территории соседнего детского садика, посадки и окапывания деревьев и мытья школы, в раннее постсоветское, в средней и старшей школе — профессиональную практику по своей специальности программиста (причем можно было на свое усмотрение выбрать предприятие, где ее проходить) — очень нравилось, совершенно не жалко было убить на это месяц лета. Ну и в конце девяностых и начале двухтысячных уже каждое лето работала на МБТ (Молодежная биржа труда) — до 18-и лет подростком, потом руководителем молодежных трудовых бригад. Впечатления самые положительные! Пользуясь случаем, передаю привет и спасибо всем МБТшникам

  4. nt61 пишет:

    Убираться в классе — святое дело, был график дежурств, висел в классном уголке. И во время летних каникул (соглашусь с Иванко46) две недели в трудовом лагере (старшие классы выезжали в подшефные колхозы) или в школе (помогали на приусадебном участке, красили, мыли полы после ремонта в классах). Не охота конечно было, но какая идеология? Нормальный образ жизни — приучали самих к труду а также уважать чужой труд. Вы же убираете за собой дома и не называете это кашмаром. Это сейчас ученики идут в школу, за ними родители волокут их рюкзаки, а старшеклассники идут вообще с пакетиками — не дай бог перенапрягуться. Родители деньги сдают на уборщиц, чтобы классе убирались — а то вдруг чадо пальчик занозит или не дай бог какая нибудь микроба из ведра прыгнет на «малышку».

  5. anchock пишет:

    В советское время для нас ОПТ был только осенью-собрать засохшие кленовые листья во дворе школы и сжечь их. Нам нравилось провести лишние 40 мин на воздухе и с пользой. В послесоветское время драили стены, полы в коридоре школы, за каждым классом была закреплена «зона», а еще жвачки с батарей сдирали... как это называлось даже и не знаю... наверное просто — уборка закрепленной территории...

  6. харьковчанин пишет:

    Моих детей и сейчас гоняют в школах на всякие «субботники». Осенью — листья; весной — просто уборка и окапывания деревьев. Так что если не учитывать нынешние денежные поборы, ничего не изменилось.

  7. Антошка пишет:

    Хо...В Эстонии ,по крайней мере в старших классах,тебя не переведут в следующий класс,пока не отработаешь 40 часов ОПТ. Эти часы накапливались в течении года, но как правило приходилось «нагонять» уже после учёбы. Хошь,не хошь))),а окна мыли,территории вокруг школы убирали, заборы красили и не только в своей школе,а и в детсадах...тут главное было договориться с заведующей,чтобы побольше часов написала)))). И все вроде было в охотку,надо и надо,как само собой. Руки работали ,опыта набирались .

    Еще надо было за год принести в школу 25 килограмм макулатуры.

  8. Бибигон пишет:

    Мы в школе (не помню, с какого класса — с 6-го?) ездили «в колхоз» 2 раза в год. В июне на прополку помидор, и в сентябре на их уборку. Неплохо было. Я с юга, как нетрудно догадаться.

Ваше дополнение