Общественно-полезный труд как школьный предмет
Автор: Ansuz33Воспоминания о советском детстве остались для меня связаны с мощной идеологической обработкой подрастающих поколений. Всем нам усердно и часто повторяли, что мечта каждого нормального человека — учиться, работать, создать семью, встать в очередь на получение бесплатного жилья и получить его. Особенно про работать не только говорили, но даже ввели в школах общественно-полезный труд. Это сложно назвать школьным предметом как таковым, поскольку никто никого не заставлял учиться работать с тряпкой или шваброй или носить ведро, полное грязной воды, из школьной столовой. Все было гораздо прозаичнее — если учащиеся по каким-то причинам не принимали участия в таких работах, то им снижались оценки по всем предметам на полбалла или даже на балл. Бывали даже случаи не аттестования, если дело касалось злостных тунеядцев, с точки зрения школьной администрации.
Был установлен такой порядок — каждый ученик должен был в течение учебной четверти отработать порядка 10-15 раз, в зависимости от длины четверти, на благо родной школы. Работами руководила не то завхоз, не то кто-то еще (точно уже не помню должности этой женщины). У нее был закуток, недалеко от комнаты школьного вахтера, где она держала необходимый для работ инструментарий — швабры, тряпки, веники, ведра и совки с лопатами, в том числе снегоуборочными. Самое важное -там же хранился особый журнал, который она даже в учительскую не сдавала из опасения, что тунеядцы, не дай бог, доберутся до него и поставят напротив своих фамилий отметки о выполненных работах. Впрочем, ей это не особо грозило — ее боялись больше, чем классного руководителя, завучей и директора школы вместе взятых. Кроме этого, наш трудовой лидер отличалась отменной памятью -она знала в лицо всех учеников младшей и средней школы, которые и составляли контингент трудящихся на благо школы.
День отработок начинался всегда одинаково: ровно в 8 утра учащиеся второй смены приходили к ней в закуток, здоровались и брали по ее поручению задания. Кому-то поручалось помыть лестничные пролеты и панели, кто-то подметал двор и выносил мусор на задний двор, кто-то отмывал грязные коридоры. Единственное, чего она не давала делать ученикам до 14-15 лет, так это мыть стекла в школьных окнах, чтобы еще больше не развезли грязь. Это была прерогатива учащихся старших классов, которые учились в первую смену и могли приходить на отработки только после окончания занятий — не раньше часу дня.
Эта дама никогда не утруждала себя тем, чтобы вспоминать имя своих отработчиков до того момента, пока они не придут отчитываться о выполненной работе. Тогда она брала свой магический журнал и шла смотреть результаты. После осмотра выносился вердикт — переделывать либо засчитать с оценкой за работу. Как правило, чаще засчитывалось, поскольку ее боялись так, что предпочитали делать порученную работу сразу и наверняка — а то себе дороже будет. Некоторые отрабатывали сразу на четверть вперед, зато потом могли спокойно гонять балду полгода. Зато наша школьная уборщица существовала только на бумаге...
Если вам понравился сайт или данная статья, пожалуйста добавьте этот код в свой блог, сайт, на страницы любимого форума, в социальные закладки, твиттер или просто отправьте ссылку другу. Это будет лучшая награда нам за то что мы делаем.
<a href="http://20th.su/2013/06/15/obshhestvenno-poleznyj-trud-kak-shkolnyj-predmet/">Общественно-полезный труд как школьный предмет</a>
В моей школе обязательных работ во время учебного года не было, Только в классе убирались после уроков, да иногда после уроков улицы подметали (типа субботника). А вот во время летних каникул обязательно надо было 2 недели отработать на благо школы.
Иванко46. И у нас также, в учебное время только уборка классной комнаты. А вот летом отрабатывали на приусадебном участке и в самой школе. Нас с детства приучали убирать за собой и трудиться. Сейчас же учат только деньги сдавать на «нужды школы».
Я юридических тонкостей не знаю, поэтому хочу уточнить. Весь без исключения детский труд был запрещен или как сейчас — были нормы 4 часа в день для 14-16-летних и 8 часов для 16-18-летних? В принипе, человек ведь после окончания 8-ого класса мог идти работать. А это возраст 14-15 лет. По идее, должен был и труд какой-то с этого возраста быть разрешен. Иначе получается дикая несуразица.
Часовые нормы детского труда, скажу по секрету, и сейчас не выдерживаются, даже в самых образцово-показательных конторах, целенаправленно занимающихся трудоустройством молодежи — сложно это, особенно, когда бригада состоит из разновозрастных подростков. Платят там и сейчас чисто символически, ну да а где 14-18-летнему заплатят честно? С ним хлопот больше, чем пользы от его работы. (Извините за цинизм). Но все же подростки идут и работают, причем, как мне кажется, далеко не худшая их часть...
«Практика» в школах была и будет оставаться, пока в школьной программе есть азы трудовой и профессиональной подготовки, это тоже, в общем, понятно.
Не сравниваю и не оцениваю. Мне все время везло, по-моему. В советское время (в младших классах) застала ненапряжную летнюю практику вроде уборки территории соседнего детского садика, посадки и окапывания деревьев и мытья школы, в раннее постсоветское, в средней и старшей школе — профессиональную практику по своей специальности программиста (причем можно было на свое усмотрение выбрать предприятие, где ее проходить) — очень нравилось, совершенно не жалко было убить на это месяц лета. Ну и в конце девяностых и начале двухтысячных уже каждое лето работала на МБТ (Молодежная биржа труда) — до 18-и лет подростком, потом руководителем молодежных трудовых бригад. Впечатления самые положительные! Пользуясь случаем, передаю привет и спасибо всем МБТшникам
Убираться в классе — святое дело, был график дежурств, висел в классном уголке. И во время летних каникул (соглашусь с Иванко46) две недели в трудовом лагере (старшие классы выезжали в подшефные колхозы) или в школе (помогали на приусадебном участке, красили, мыли полы после ремонта в классах). Не охота конечно было, но какая идеология? Нормальный образ жизни — приучали самих к труду а также уважать чужой труд. Вы же убираете за собой дома и не называете это кашмаром. Это сейчас ученики идут в школу, за ними родители волокут их рюкзаки, а старшеклассники идут вообще с пакетиками — не дай бог перенапрягуться. Родители деньги сдают на уборщиц, чтобы классе убирались — а то вдруг чадо пальчик занозит или не дай бог какая нибудь микроба из ведра прыгнет на «малышку».
В советское время для нас ОПТ был только осенью-собрать засохшие кленовые листья во дворе школы и сжечь их. Нам нравилось провести лишние 40 мин на воздухе и с пользой. В послесоветское время драили стены, полы в коридоре школы, за каждым классом была закреплена «зона», а еще жвачки с батарей сдирали... как это называлось даже и не знаю... наверное просто — уборка закрепленной территории...
Моих детей и сейчас гоняют в школах на всякие «субботники». Осенью — листья; весной — просто уборка и окапывания деревьев. Так что если не учитывать нынешние денежные поборы, ничего не изменилось.
Хо...В Эстонии ,по крайней мере в старших классах,тебя не переведут в следующий класс,пока не отработаешь 40 часов ОПТ. Эти часы накапливались в течении года, но как правило приходилось «нагонять» уже после учёбы. Хошь,не хошь))),а окна мыли,территории вокруг школы убирали, заборы красили и не только в своей школе,а и в детсадах...тут главное было договориться с заведующей,чтобы побольше часов написала)))). И все вроде было в охотку,надо и надо,как само собой. Руки работали ,опыта набирались .
Еще надо было за год принести в школу 25 килограмм макулатуры.
Мы в школе (не помню, с какого класса — с 6-го?) ездили «в колхоз» 2 раза в год. В июне на прополку помидор, и в сентябре на их уборку. Неплохо было. Я с юга, как нетрудно догадаться.