Всенародный Володя
Автор: babanatalyaЯ помню, как в июле 1980 года родители почтовым переводом отправляли в Москву деньги, а по телефону давали инструкции московским родственникам:
— Да, купить цветов, да на все 100 рублей. И отнести Володе, не обязательно в день похорон, там не пробиться будет, можно после, на могилу, но только обязательно…
Летом 80-го Москва хоронила Высоцкого, то есть хоронила и поминала вся страна, но приехать в столицу никто не мог. Она была закрыта – проходила Олимпиада. И это спасло город, милицию, чиновников, потому что представить себе количество людей, которое бы приехало проститься с Высоцким невозможно.
Свою биографию он пропел в своих же песнях-стихах. О рождении в Москве, житье в коммуналке, лихой дворовой жизни, мы узнали из «Баллады о детстве»:
В первый раз получил я свободу
По указу от тридцать восьмого…
Но родился и жил я и выжил,
Дом на Первой Мещанской в конце.Все жили вровень, скромно так: система коридорная,
На тридцать восемь комнаток всего одна уборная.
Здесь зуб на зуб не попадал, не грела телогреечка.
Здесь я доподлинно узнал, почем она, копеечка.Трофейная Япония, трофейная Германия:
Пришла страна Лимония — сплошная чемодания.
Взял у отца на станции погоны, словно цацки, я,
А из эвакуации толпой валили штатские.А в подвалах и полуподвалах
Ребятишкам хотелось под танки.
Не досталось им даже по пуле,
В ремеслухе живи не тужи.
Ни дерзнуть, ни рискнуть, но рискнули –
Из напильников сделать ножи.
Беззаботная юность и лучшие друзья появились в песне «Большой Каретный»:
Где твои семнадцать лет?
— На Большом Каретном
Где твои семнадцать бед?
— На Большом Каретном.
Где твой черный пистолет?
— На Большом Каретном.
И так вся жизнь: в его стихах есть и жена-француженка, красавица Марина Влади – «Мне каждый вечер зажигают свечи», и работа в театре – стихотворение «Мой Гамлет», и кино, и ощущение ранней смерти.
Чем был Высоцкий для советского человека? Наверное, возможностью понять себя, услышать о себе то, что не скажут по телевизору, то, что не всегда ты можешь сказать о себе сам. Высоцкому удалось понять и выразить то, что позже стали называть менталитетом русского человека. В какой бы ситуации не оказывались бы герои его песен, они всегда поступают очень по-русски. Военный летчик, например, считает:
Их восемь — нас двое.
Расклад перед боем
Не наш, но мы будем играть!
Серёжа! Держись, нам не светит с тобою,
Но козыри надо равнять.
Я этот небесный квадрат не покину,
Мне цифры сейчас не важны,
Сегодня мой друг защищает мне спину,
А значит — и шансы равны.
Вот отстающий на дистанции спортсмен- возмущается поведением соперника:
И вообще, тоже мне, хорош друг
Гляди, обошёл меня на круг!
А еще вчера все вокруг
Мне говорили: "Сэм — друг!
Сэм — наш, — говорили, — гвинейский друг!
Герои Высоцкого– разные. Среди них дворовая шпана и ученые, солдаты и чиновники, шахматисты и шахтеры. Они совсем не похожи на него: московского актера модного театра на Таганке, имеющего в Советском Союзе «Мерседес». Но его гениальная способность «влезать в шкуру» каждого, находить нужные слова и интонации давала слушателям святую убежденность, что он воевал, работал в шахте, был на Северном полюсе, сидел в лагерях. И это делало его близким другом каждого советского человека. Поэтому для него всегда были билеты на самолеты, он всегда дозванивался из красноярского поселка до Парижа, потому что телефонистка становится у него мадонной, гостиничные воришки возвращали украденные джинсы, прикладывая к ним записку с извинениями, чиновники признавались в его песнях:
И об стакан бутылкою звеня,
Которую извлек из книжной полки,
Он мне сказал: «Так это ж про меня, про нас, про всех…
Какие, к черту, волки.
Советские чиновники, действующие в рамках цензуры, старались не замечать его популярности, всячески препятствуя его общению со зрителем. Поэтому в Советском Союзе его слушали с магнитофонов и на закрытых, не массовых концертах. Не часто, но видели на экранах кинотеатров и телевизоров, на театральной сцене. Многие актерские работы Владимира Семеновича в театре и кино стали культовыми. Это прежде всего образ Глеба Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя» и Дон Гуана в «Маленьких трагедиях» и роль Гамлета в спектакле Юрия Любимова в Театре на Таганке.
Тридцать лет, прошедшие после смерти Высоцкого, и море цветов на Ваганьковском кладбище, появляющееся 25 января и 25 июля – в день рождения и день смерти поэта – доказали, что его популярность – это не эффект запретного плода цензуры, а истинная народная любовь. И я моя мама по прежнему стараемся передать цветы Володе.
Если вам понравился сайт или данная статья, пожалуйста добавьте этот код в свой блог, сайт, на страницы любимого форума, в социальные закладки, твиттер или просто отправьте ссылку другу. Это будет лучшая награда нам за то что мы делаем.
<a href="http://20th.su/2012/04/30/vsenarodnyj-volodya/">Всенародный Володя</a>
Известие о смерти Высоцкого я услышал по Голосу Америки. Наш ВИА «Айвенго» в составе агитбригады, давал концерты труженникам полей. В пути из одного села в другое слушали «Голос», И когда услышали: Сегодня в СССР умер известный поэт и шансонье Владимир Высоцкий, мы просто опешили. Остановили автобус, достали все запасы алкоголя, и под аккустическую гитару орали песни высоцкого. Пили алкоголь и пели. И это все, что мы тогда могли сделать в его память. В следующий колхоз мы сильно опоздали, нас уже не ждали, но когда мы приехали, все собрались возле клуба, все хотели танцевать.Мы , за прошедшую ночь написали песню в память Высоцкого. Когда вышли на сцену, и объявили, что умер Владимир Высоцкий, и мы объявили песню в его память,то заведующийнам запретил, так как ее не было в программе агитбригады. Кто то из местных подключил электроэнерию из своего дома, мы включили инструменты и отыграли на улице, пели все что хотели, а не то что в программе. С утра нас вызвали в сельсовет, на проводе был зам директора ДК.Разговор был на повышенных, а по приезду из агит бригады нас уволили из ДК.
В 1973 году В.Высоцкий приезжал с концертом в ЮГВ и я была на том концерте. Это Было нечто! Зал был полон,сидели и стояли где только можно. Все песни сопровождались оглушительными аплодисментами. Впечатление незабываемое и яркое!!!!
А мне отец рассказывал как записи Высотского изымали у солдат в армии--Запрещенным он тогда считался...
Когда говорят о театральных ролях Высоцкого, почему-то упоминают именно Гамлета, но
начисто забывают о Хлопуше. А ведь это не менее сильная работа Владимира Семеновича,
чем Гамлет. Высоцкий не раз и не два исполнял монолог Хлопуши на концертах, помните:
«Проведите, проведите меня к нему, я хочу видеть этого человека!» К тому же Марина Влади
впервые увидела своего будущего мужа именно в спектакле «Пугачев».
Теперь о фильмах. Жеглов, безусловно, роль сильнейшая, никто не спорит, но еще до
«Места встречи» был фильм «Служили два товарища», где Высоцкий блестяще сыграл пору
чика Брусенцова, роль скорее трагическую, чем отрицательную. Нельзя забывать и о образе
Ибрагима Ганнибала («Сказ о том, как царь Петр арапа женил»), а также о бригадире Рябом
(«Хозяин тайги»). Но эти и другие роли Владимира Семеновича мы почему-то отодвигаем на
задний план. Обидно и неуважительно по отношении к гению.
Высоцкий интересно говорил на концертах в перерывах между песнями. Бывало, что и обижался на публику, когда слушали невнимательно. «Давайте, я оттарабаню вам все песни и уйду». А самая сильная роль — наверное Бродский в «Интервенции». Впечатление было такое, что человек не играет, а действительно готовится к расстрелу. «Сначала они предложат закурить. Потом предложат жизнь. Папиросу можно взять. От жизни нужно отказаться...»
Высоцкий это целая эпоха. Пожалуй, это был один из самых популярный людей в СССР. Не говоря о том, что записи с его концертов слушала вся страна, слухи о нём ходили самые невероятные.
Я и сейчас, иногда, с удовольствием слушаю его песни.
Мой отец плавал на т/х «Украина» и как-то в Одессе Высоцкий дал маленький концерт для экипажа.
Все звукозаписывающие устройства, что были в наличии, были выставлены на сцену. У меня до сих пор хранится эта кассета МК 60-1 на 30 мин.
А себе он наверное нельзя как лучше сказал:
Всем нам блага давай
Да и много я ль требовал благ?
Мне чтоб были друзья, да жена чтобы пала на гроб
Ну а я уж для них наберу светло-розовых яблок,
Пусть сады сторожат и стреляют без промаха в лоб
Если случается быть в Москве, первым делом еду на Ваганьковское. Жаль, что все реже и реже это происходит. Границы нас разделили.
Смотрю иногда на артистов того времени (Золотухина, например) и не представля себе Высоцкого в наши дни, постаревшего, обрюзгшего. Может быть, Он его вовремя забрал?
Тут интересно написал владислав, что у солдат изымали записи Высоцкого. Отец не рассказывал, для чего? Скорее всего, чтобы слушать самим. Высоцкий в войсках очень популярен был.
Я впервые услышал Высоцкого в 1970 году, мне тогда было 12 лет с половиной. Услышал песню «В жаркой знойной африке в центральной её части» радиохулиганы ( были такие в СССР) крутили, в эфире помехи были слова не все разобрал, но чем-то она меня пацана зацепила. Тогда я даже не знал кто это поёт. Потом у кого-то из старших ребят услышал на магнитофоне кто-то поёт , а когда прозвучала та песня ...... Вобщем так я узнал, что это Высоцкий. Позже, когда появился свой магнитофон стал собирать записи, но ещё раньше почти всего выучил наизусть. Летв пятнадцать научился играть на гитаре и уже сам пел его песни. Наверное благодаря этому гимном нашей компании стала песня из кинофильма Вертикаль «Здесь вам не равнины здесь к лимат иной» кстати не все были такими фанатами как я. Я покупал пластинки, которых в 70- х считай и не было, помню две маленькие виниловые, одна мягкая как из кругозора, какие-то вырезки из газет, но это позже, а в основном магнитофонные записи. Уже после смерти книги вышли Нерв первой купил, пластинки целая серия все собрал. Очень много записей на компакт кассетах, к сожалению не осталось ни одной катушки, так как я их записывал до армии. Когда вернулся ни одной не нашёл. А ещё помню был фильм где он пел песню «Сыновья уходят в бой» так я ходил только из-за песни. Почему-то до сих пор от некоторых песен мурашки по спине, как и в детстве. Светлая ему память!