Безделушки, украшающие советские квартиры
Автор: LubovSЧеловеку свойственно украшать свой быт во все века и времена. Наверняка у древних женщин возле очага-костра были какие-нибудь предметы, а может и кость мамонта, с которыми пещера казалась более уютной:))
Не исключение и советский человек. У меня, например, если хорошо покопаться, можно найти кучу милых безделушек, которые в свое время мирно пылились в серванте, создавая уют, разбавляя монотонность хрустальных рюмок и вазочек.
Из детства помню свой восторг такой безделушкой как стеклянный шар с зимним пейзажем внутри, при встряхивании в нем хлопьями падал «снег». К сожалению, шар разбился, а похожего на тот, из детства, на просторах Сети я так и не нашла. Стоял в серванте и такой Кремль, заключенный в стекло.
Моей любимой статуэткой был фосфорный орел (такой как на фотке). Наверное, догадываетесь, чем он мне нравился? Он же светился в темноте! Представляете этот детский восторг?!:))
Такими светящимися были не только орлы, но и всякие -разные животные: кошечки, слоны, олени и тому подобные. Возможно, у вас такие тоже были или есть?:)
Особое место на моей этажерке занимал обычный деревянный бочонок. Собственно не таким уж он и обычным для меня был, потому что был копилкой. Вверху щелка, в которую бросали монетки. Все, что у меня оставалось от пирожков, шло туда, в бочонок. Он не открывался, был цельным. И когда набралось монет довольно много (до верху не хватило терпения), по полоске вверху пришлось его разрезать. У вас в детстве были копилки?:))
А на что мы тратили собранные монетки, помните? Походы с друзьями в кино, поедание мороженого всем двором, открытки и солдатики, пупсики и машинки.
Сейчас в магазинах засилье все больше китайских предметов быта: Хоттеи, черепахи, жабы с монетками во рту. Или изделия помпезные, дорогие. Изменились времена — изменились вкусы. Но почему-то такое теплое чувство возникает, когда берешь в руки вот те незатейливые безделушки, которыми мы украшали свои квартиры... Может, потому что они тоже свидетели ушедшей эпохи?
Если вам понравился сайт или данная статья, пожалуйста добавьте этот код в свой блог, сайт, на страницы любимого форума, в социальные закладки, твиттер или просто отправьте ссылку другу. Это будет лучшая награда нам за то что мы делаем.
<a href="http://20th.su/2011/07/18/bezdelushki-ukrashayushhie-sovetskie-kvartiry/">Безделушки, украшающие советские квартиры</a>
Помню орлов! У нас их было 2 штуки, тот который на фото поменьше, а был ещё побольше «со змеёй»... А ещё к этим орлам был «Олень» стоял на подставочке из тёмной пластмассы (типа камень)... Мы с братьями свет выключали в комнате и смотрели как эти три фигурки в темноте светятся! Красииииииво!
О дааа, у меня до сих пор лежит часть светильника-кремля. Которая сам кремль из оргстекла. Хороший светильник был.
Орел это вещь! А самое главное, что он растворялся в ацетоне и становился пластичным! Из него мы лепили «страшные» маски(типа черепа) и пугали всех в подвале и подъездах!
А у меня есть этот орел, бабушка двоюродная отдала! И еще куча всякие замечательных вещей! Медведь плющевый, заводной, с балалайкой, космической тематики сувениры, светильник-избушка вроде мраморного и много-много всего.
А слоники у кого-нибудь сохранились? Ну, те. что стояли на комодах
и приносили счастье.
Орла я помню, он стоял на телике.
У нас тоже был светящийся орёл. Он стоял на шкафу и светился в темноте... как то я, когда мне было года три, полез за ним, поставив на кровать стул. Стул покачнулся я благополучно упал на пол с кровати, а орёл разбился, (отвалилось крыло). Меня ругали, но его не выбросили... Подевался куда-то уже в начале 2000-х, подклеенный... жалко.
У нас был и орел, и боченок! Только боченок никто не разрезал, потому что я с помощью ножа научилась доставать оттуда рубли!)))
А у нас были -олимпийский мишка,коричневого цвета и из фарфора,деревянный орел ,Кремль из стекла ,копилка в виде бочонка.Всякие сервизы ,как Пегас,ну и хрустальные вазы!Библиотека занимала почетное место -над телеком Электрон.
А у нас такая же Останкинская башня в стекле, как этот Кремль. Маме лет 40 назад какой то ухажёр подарил.
А у нас ничего такого не было=(((
зато у бабушки стоял крошечный стеклянный слоник, которому потом отломали часть хобота, маленький сувенирный самоварчик и ещё какие-то безделушки.
У нас был сувенир — фосфоресцирующий олень. При обычном освещении фигурка непонятного желтоватого оттенка,... НО в темноте олень светился потясающим зеленоватым цветом!
Будучи ребенком я всем гостям с восторгом показывала этого чудо -оленя, а дабы продемонстрировать его фантастические способности светиться, настоятельно каждого гостя тянула за руку в комнату с выключенным светом — в туалет... а там восхищенно демонстрировала... СМОТРИ!!!!
У моей семьи то-же был такой кремль, когда солнечный луч проходил сквозь него, он как и любая нормальная призма выдавал на стенку спектр (радугу), так-же если смотреть сквозь него можно было видеть радугу, это было чудесно.
Кто помнит маленькие фигурки запорожцев, к которым прилагались маленькие «сигареты»? Засунешь такую ему в рот, подожжешь, и он «курит» небольшими попыхиваниями.
Запорожец остался! Стоит как символ детства, и медведь плюшевый заводной с бочонком меда! Как мы радовались этим милым добрым вещичкам. Правильно сказали выше: засилие китайских ширпотребных бездушных безделушек. Тем милее наши из детства штучки типа орлов и оленей!
Эти штуки сам себе вряд ли кто покупал. Их большей частью покупали чтоб подарить просто по всяким поводам, особенно, если это в коллективе.
И орлы, и олени, и слоники — все хорошо помню! Особенно много таких милу сердцу безделушек было в квартире нашей соседки, добрейшей пенсионерки , учительницы на пенсии Анны Семеновны. Мы часто у нее бывали, и, кажется, я отчетливо помню каждый предмет в ее гостеприимном доме.
Войдешь в квартиру Анны Семеновны – и сразу окунешься совсем в другой мир, не наш. В этом доме царит запах чистоты, ванильный аромат испеченных в духовке печений, тонкий, едва ловимый моим чутким половецким носом запах жарков, стоящих в хрустальной вазе в зале. Мы жили в быту трудно, надсадно (такое у меня сложилось ощущение), с вечными лишениями – в общем, неловко как-то жили. А тут было совсем иное: квартира Анны Семеновны дышала ровным покоем, кружевным уютом, какой-то естественной (не надсадно добытой, я бы сказала) чистотой. В этой квартирке (по метражу совершенно такой же, как наша), по моим понятиям, был просто ангельский порядок, хотя какой там достаток был у одинокой учительницы на пенсии!
Вхожу в благоговейную тишину, чистоту, душистость. Ни тебе грязных вонючих болоток, ни рогатого велосипеда (о который все спотыкаются) в прихожей. Нежно-голубые панели, малиновая дорожка, шторы с гардинами благородного темно-шоколадного цвета. Иногда и теперь мне снится, что я живу в этой квартире или прихожу в гости.
В зал даже страшновато зайти – такая там лепота расписная! Сквозь морозные узоры дорогого тюля падают на крашеный пол прихотливые тени. Кровать с никелированными спинками и шишечками на углах, кровать немыслимой высоты (столько матрасов и пуховиков было только у принцессы на горошине!), похожа на воздушный трот со взбитыми сливками: кружевные подзоры, снежно-сладкие простыни, гора подушек, которая вот-вот, кажется, обрушится (подушек тоже особых – пышных, больших, в свежих наволочках), тюлевые накидушки, думочки с вышивкой… На все это сказочное великолепие, пригорюнившись по каким-то своим сердечным причинам, взирала со стены васнецовская Аленушка (репродукция была большая, в деревянной раме) – и, наверное, жалела, что не она живет в такой светлой горнице, не она спит на этих перинах лебяжьей красоты.
Над кроватью – коврик с оленями: на густой темно-синей плюшевой синеве – два царственно-золотых рогатых изюбря. А над ковром – и это было самое поразительное – голова такого же оленя! Совершенно натуральная, живая, с блестящими черно-синими глазами и корявыми рожками! К чучелу оленьей головы мы, конечно, прикасались (хотя было строго-настрого запрещено!), гладили жесткую оленью шерсть на морде, трогали колкие, в пупырышках, рога…
В углу, ближе к двери — массивный платяной шкаф глубокого шоколадного цвета, полированный, с малахитово-зеленым стеклом верхней боковой дверцы. Завидный шкаф, в котором помимо шуб и платьев, хранились старые, аккуратно перевязанные ленточками открытки, пачки писем и еще какие-то невероятные фамильные ценности. За боковой узкой дверцей шкафа открывалась стопочка белоснежного, бережно сложенного постельного белья. Аккуратность этих этажей умиляла. Очень понимаю Гаева! «Многоуважаемый шкаф» Анны Семеновны был оплотом прочности, вечности, основательности. Мне он казался старинным и очень дорогим.
Всю стену напротив закрывал огромный ковер в бежево-коричнево-красноватых тонах, с традиционным орнаментом. От него в комнате было немного сумеречно, уютно, тепло, покойно, и все звуки приглушались его густым ворсом. У ковровой стены, на полусерванте – массивный ящик радиолы, купленной, наверно, в конце 60х, такой ретрошарм она имела. В полусерванте стояло немного хрусталя, который, как всем известно, символ достатка в советской семье, и несколько фарфоровых статуэток. Мне особенно нравятся палевые фарфоровые львята, разлегшиеся на стеклянной полке.
В углу, ближе к окну – трельяж, на нем, помимо духов «Красная Москва» и «Наташа», тоже стоят разные фарфоровые дивности. Помнятся нежные на ощупь фарфоровые поросятки и их мама-свинка (трогать нельзя, все перебьем или потеряем!). А какой там орел распростер крылья! Орел из желто-зеленого фосфора (а не фарфора!) особо почитаем, потому что волшебный: светится в темноте!
Посередине зала – стол, основательный, устойчивый, покрытый либо плюшевой яркой, либо белой кружевной вязанной крючком скатертью. На нем обычно стоит хрустальная ваза с цветами по сезону – жарками, ромашками, колокольчиками. А на радиоле вечно покоится другая ваза – тоже хрустальная, стройная, и в ней, сколько помню, всегда стояли камышинки – с бархатными коричневыми султанами и выцветшими узкими листьями. Мы дивились, как долго и прочно они стоят, и как-то все-таки распушили-распотрошили их, за что нам, естественно, влетело по первое число!
Однажды разбирали в подвале разный хлам со старой квартиры — нашли фарфорового слона. Я его прицепил на руль велика (нашёл куда, слон потерялся). Ещё была штучка — подставка с несколькими шариками на проволочках из пружинной стали. Эта сохранилась, выставляется на новый год. Такая же была в фильме с Джигарханяном (не помню, как называется кино).
И на стене 5 голов из гипса, покрашенных. Ковбой, таксист, араб, пират и старик с трубкой. В Москве делали и продавали местные ваятели. Тоже СССР, хоть и поздний. Одна голова висела на прежней работе, так всяк вохдящей в ней знакомого узнавал. Некоторые даже обзывали «хэдхантером», а я отбивался: кто будет мешать работать — того и голова следующая
Да, память хранит в своих глубинах вещицы, дорогие нашему сердцу...моему сердцу был дорог пластиковый пень производства ГДР. Отличить его от деревянного было сложно, верхнюю часть его накрывал кленовый лист, тоже из пластика. Это была своеобразная музыкальная шкатулка, которую папа привёз из командировки. Если кленовый листочек поворачиваешь по часовой стрелке, раздаётся пение соловья... Для меня этот пенёчек был святыней, потому как мама сказала, что внутри сидит живая птичка... Помню настенный бабушкин ночник — пластмассовая вазочка из которой торчали три пластиковых тюльпана — белый, красный и розовый. Днём совершенно неприглядная вещь, но что происходило с ней ночью!!! Мягкий, волшебный розоватый свет освещал небольшой участок стены, где размещался ночник, он как бы парил в воздухе и был такой необычный и таинственный в глухой ночной темноте, что казался мне настоящим волшебством. Такой ночник я видела в фильме «Родня» Н. Михалкова, он висел на стене мамы Кирила, сына Владимира Коновалова от второго брака. Был ещё один ночник, который поразил моё воображение. Это была сова со стеклянными глазами из какого-то тяжёлого материала, похожего на камень кремового цвета.Она сидела на подставке ввиде пня. Внутри сова была полая, но при этом имела солидный вес, отделить её от пня было не просто, несмотря на то, что это предусматривалось дизайном — к пню-подставке крепилась лампочка ночника, которая накрывалась совой. Ночью, когда лампа зажигалась, полупрозрачная сова светилась, как сказочная... Приходило настоящее ощущение покоя, умиротворения, забвения...