Приобретение книг в СССР и сдача макулатуры
Автор: IS-2В стране Пушкина и Толстого, стране всеобщей грамотности, да еще и самой читающей стране было принято приобретать книги в домашнее пользование. Собрания сочинений Тургенева, Чехова пр. становились мечтой образованных советских людей. Где-то в начале 70-х началась эпопея с макулатурой. Сдаешь макулатуру, даже если ты и не пионер, а тебе в зависимости от килограммов сданной бумаги полагался бонус — талон на приобретение хорошей книжки. Так в наших домах появлялись Андерсен, Стендаль, Дюма, конечно же. Люди всерьез гордились своими приобретениями, выставляли книжки на полках, в сервантах и «стенках» на видное место. Корешки книжек призваны были поразить воображение гостей и сообщить о благосостоянии хозяев, а люди в те времена действительно чаще ходили в гости.
Учитывая то, что большинство из нас передвигалось общественным транспортом, книголюбы набивали старыми газетами авоськи, брали себе в помощники детей, жен (мужей) и отправлялись за талонами. Иногда приходилось сделать и не одну ходку. Сам как-то на багажнике велосипеда отвозил газетные брикеты два раза за день. В самом начале этой компании, как водится толпились очереди у пунктов приема. Довольно много среди сдающих было бабушек в плюсовых очках, как всегда ответственных и деятельных.
Пункты приема макулатуры, тряпья устраивались на первом этаже. Двери распахнуты на тротуар, заглянешь внутрь, а там горы, штабеля перевязанных бечевкой, проволокой газет, журналов, тетрадок и пр. Приемщик макулатуры, стоя за весами, берет у вас бумагу, взвешивает и ловко кидает ее на другие пачки. Так вы получали талон (абонемент) и по нему в книжном магазине приобретали назначенную книжку. Назначенную, определенную, но никак не по своему желанию. У многих еще красуются в книжных шкафах корешки собраний сочинений и разрозненных томиков с золотым тиснением, у кого-то может, и не нашлось в модных интерьерах места под книжки. Собранные в мешки и коробки нашли они свой конец около мусорных баков.
Если вам понравился сайт или данная статья, пожалуйста добавьте этот код в свой блог, сайт, на страницы любимого форума, в социальные закладки, твиттер или просто отправьте ссылку другу. Это будет лучшая награда нам за то что мы делаем.
<a href="http://20th.su/2011/05/31/priobretenie-knig-v-sssr-i-sdacha-makulatury/">Приобретение книг в СССР и сдача макулатуры</a>
Сейчас тоже дефицит, дефицит людей читающих эти книги.
Если вы не тролль, конечно, то спешу вас разубедить: читают еще как.
Знаю людей, которые купленные книги ни разу не читали. Покупали чисто для интерьера. Особенно по 10-20 томов всяких там Голсуорси и Шекспиров.
Евгений пишет:
«...всяких там Голсуорси и Шекспиров».
— Голсуорси и Шекспир — отнюдь не «всякие там».
«Всякие там» — это те, о которых Вы пишете: «Знаю людей, которые купленные книги ни разу не читали. Покупали чисто для интерьера».
Вспомнилось выступление одного юмориста: ...достал через задний двор и Дюму и Гюгу и Муму...
Моя семья за сданную макулатуру покупала дефицитные крышки для консервации. А однажды купили мне импортный ластик. Рассказала одноклассникам и через несколько дней весь класс ходил в школу с таками ластиками.
Такой талон продавали за 5 рублей, «с рук», разумеется. В Одессе купив его приходилось долго ждать, когда-же в магазине появится очередной вожделенный экземпляр, этой «макулатурной» серии. Зато приехав в Кишинёв, прямо под книжным магазином, можно было купить неограниченное количество талонов, на книги молдавских издательств на русском языке
(они там не пользовались спросом) и тут-же, в магазине, все их отоварить.
Вернувшись, после этого в Одессу, или, даже в Ленинград, например, можно было сделать небольшой «гешефт». Книги Булгакова, например, очень высоко ценились!
Собирали газеты, журналы, часами стояли в очередях в приемные пункты макулатуры, сдавали, получали талоны, приобретали книги... Как давно всё это было! И как недавно!
Да, кто-то собирал книги для интерьера («желтенькое с зелененьким, как яишенка с лучком...»). Но большинство все же именно, чтобы читать. Наша однокомнатная квартира помимо нас троих вмещала еще и два огромных самодельных книжных шкафа-стеллажа, где книги на полках стояли в два ряда. И большинство были читаны-перечитаны не единожды. Весь мой класс знал — почти все новинки появлялись у нас. Мама была страстной любительницей чтения и «доставала» книги как только они появлялись в продаже...
В начале 80-ых суббота в нашей шклое считалась официальным днём приёма макулатуры. Все октябрята и пионеры обязаны были сдать за месяц не менее 3 кг. В школе на заднем дворе находился пункт приёма, куда ребятня сносила пачки старых газет, журналов, тетрадей крест-накрест перевязанных бечёвочкой. После уроков в пятницу учительница сообщала классу кто завтра приносит макулатуру — это для того, что бы не создавать длиннющую очередь у пункта приёма. Макулатуру-то сдавали до уроков, а кому охота в субботу приходить на 20 минут раньше в школу только затем, что бы сдать бумажный «балласт». Все сдающие, надеялись, что 5 минут на это хватаит. Так и выстраивалась огромная очередь из желающих отличиться. Каждую бумажную пачку взвешивал старшекласник, а другой записывал вес, фамилию сдающего и класс. Справедливости ради надо сказать, что случаи мошенничества в работе приёмщиков случались, Опоздавшего на урок оправдывал только один ответ, : «Сдавал макулатуру!» за этоне ругали и не делали позорной записи в дневнике. Невыполнение плана по сдаче макулатуры грозило наказанием — лишением экскурсий, походов в кино, стыдили на школьных линейках... С нас очень строго требовали эту самую макулатуру. А где же её взять, если родители предпочитают обменять её на заветную книгу? Старые газеты уходили на другие бытовые нужды... с туалетной бумагой было напряженно! Вот и шли мы, октябрята, по квартирам знакомым и незнакомым в поисках заветного бумажного хлама. Добрые люди ещё и благодарили, что избавили от старья! Среди школьников были и такие, которые праятали в пачку бумаги кирпич...для выполнение плана по сдаче макулатуры!!!
И сейчас в школах этим озадачивают детей, Я со своим 5-классником до сих пор ее сдаем. Но в отличии от советских книжных времен, «нам гордо и торжественно директор школы дарит аж ПОЧЕТНЫЕ ГРАМОТЫ ЗА ПРИЗОВЫЕ 3 МЕСТА» Грустно, утрачиваем духовное в погоне за золотым тельцом.