Сдай макулатуру — стань обладателем дефицитной книги
Автор: korssh_irinaВ середине 80- х годов двадцатого века обычному советскому человеку трудно было собрать личную домашнюю библиотеку. В СССР почти не издавали художественную литературу. Книги на полках магазинов не радовали разнообразием. В основном присутствовали издания партийной направленности, речи видных политиков или биографии «правящей верхушки». В книгах того времени описывалась идейная борьба классов, идеи строительства социализма. В общем, книга являлась идеологическим оружием, направленным на воспитание в молодежи патриотических и общественно-политических качеств. Согласитесь, сейчас даже подумать страшно, что мы должны были читать. А хотелось — приключений, детективов, фантастики. Такие книги можно было достать по блату, купить из-под полы у спекулянтов (а это очень дорого) или сдать макулатуру.
Сбор макулатуры в советское время был налажен на государственном уровне. К сбору вторсырья приобщали и школьников. В школах ставились обязательные нормы на сдачу макулатуры. Нормы ставили на всю школу, на класс, на отряд. Надо было так же привлечь к сбору макулатуры и взрослое население.
Как раз в эту пору и появились «талоны» на покупку дефицитных книг. Сдай макулатуру — стань обладателем сборников сочинений Александра Дюма, Мориса Дрюона, Агаты Кристи, Проспера Мериме. И тут вставал огромный вопрос, где же взять столько бумажных отходов. Еще ведь приходилось «отрывать от сердца» и делиться со школой. Дома не оставалось ни одной бумажки. Сдавали даже старые книги, о чем сейчас можно пожалеть. На помощь мне пришла сестра. Ходили мы с ней по квартирам в пионерских галстуках и просили отдать не нужную бумагу. Соглашались, конечно, не все. Но сердобольные бабушки обычно расставались с парой килограмм старых газет. Ходили мы и по магазинам, выпрашивая у строгих продавцов сломанные картонные коробки. Такие коробки имели существенный вес, что не могло нас не радовать.
Итак, собрав первые 20 килограммов макулатуры, мы шли в пункт приема вторсырья. Нам повезло, у нас этот пункт находился вблизи дома и проблем с транспортировкой не возникало. Как положено, отстаивали немаленькую очередь и становились владельцами долгожданного абонемента на определенную книгу. Да, даже книга была определена и указана в абонементе. Уже на его основании в книжном магазине можно было приобрести книгу.
До сих пор, приходя в гости, в книжных шкафах можно увидеть корешки знакомых «макулатурных» книг. Сегодня, в век современных технологий, когда почти у каждого человека есть электронная книга, с ностальгией вспоминаются те времена. Сколько времени и нервов было потрачено, на это, на первый взгляд, бесполезное занятие. Но стоит взять в руки любую книгу, полистать страницы, вдохнуть запах типографской краски, и все сомнения уносит прочь. Нет, не бесполезное это было занятие. Наши дети и внуки будут брать в руки это книги, не зная, каким путем они очутились в шкафу, и с удовольствием окунутся в мир детектива, приключений, фантастики. И мы не потеряем гордое звание одной из самых читающих наций.
Если вам понравился сайт или данная статья, пожалуйста добавьте этот код в свой блог, сайт, на страницы любимого форума, в социальные закладки, твиттер или просто отправьте ссылку другу. Это будет лучшая награда нам за то что мы делаем.
<a href="http://20th.su/2013/10/22/sdaj-makulaturu-stan-obladatelem-deficitnoj-knigi/">Сдай макулатуру - стань обладателем дефицитной книги</a>
«В СССР почти не издавали художественную литературу» — над этим можно только посмеяться !
Я сам жил в это время и знаю, что именно художественную литературу в то время издавали, а не всякое гламурное чтиво, как сейчас.
У меня из «макулатурных» книг был, первым делом, конечно же, Дюма — «Три мушкетера», «Королева Марго», «Учитель фехтования», а еще — «Гойя» Л. Фейхтвангера. У одной из моих теток
таких книг было побольше: «Признания Мегрэ» Ж. Сименона, «Сестра Керри» Т. Драйзера, "Асканио, опять-таки Дюма, «Возвышенное и земнон» Д. Вейса, «Перстень с печаткой» А. Беркеши,
«Поющие в терновнике» К. Маккалоу. Советская литература в этой серии встречалась тоже, напри
мер «Лезвие бритвы» И.Ефремова, «Вечный зов» А. Иванова, «Святослав» и «Владимир» С. Скляренко, «Когда пал Херсонес» и «Анна Ярославна — королева Франции» А. Ладинского и др. Лично я в 1991 г. получил за макулатуру «Японский триллер ХХ века».
Да, забыл, еще за макулатуру можно было получить полный сборник «Тысячи и одной ночи»
«Я сам жил в это время и знаю, что именно художественную литературу в то время издавали, а не всякое гламурное чтиво, как сейчас.»
думаю горького и какого нибудь Серафимовича можно было без проблем купить. ну если считать Брежнева и Ленина великими художниками то и тут проблем не было. а еще я помню горы книг по какой то партийной работе мемуары каких то старых коммунистов и т.д. но фантастику детективы и приключения было не достать.
Мы в школе с удовольствием собирали макулатару. Для нас это было не столько «дело особой важности», сколько просто весёлое мероприятие. (Это, наверное, класса до шестого. С седьмого собирали уже металлолом.) Макулатуру приносили в школу, и вся эта технология получения худ. литературы за неё мне неизвестна. Но личная библиотека у нас была по тем временам шикарная. В нашем книжном магазине через субботу разыгрывалась книжная лотерея. У всех на глазах, без всяких махинаций. Таким образом у нас накопилась целая библиотека подписных изданий нужных и ненужных, известных и неизвестных, замечательных и таксебе писателей. И вся классика, русская и зарубежная — за стеклом. Много книг не прочитано, так и остались в непритронутом состоянии. Надо бы сдать в какую-нибудь библиотеку, но руки не доходят.
То, что в СССР "почти не издавали художественную литературу — чушь. Но, да. в книжных магазинах полки, мягко говоря, не ломились от любимых книг. Дефицит-то, он поразил всю систему, распространился и на духовную пищу. Однако, если не в магазине, то в библиотеке можно было найти по душе.
Да посмотрите вы на тиражи в старых изданиях. Они вам скажут, выпускалась или нет и в каких количествах худ. литература. А книжных издательств в СССР во всех республиках были тысячи.
Мы с друзьями лазили на завод технических тканей. Так там валялись огромные картонные трубы, на которых была основа для тканей. Они были тяжелющие, мы их во вторсырье сдавали, кроме книг канцтовары покупали.
Конечно, художественную литературу издавали. Но что такое 100-тысячный тираж для 290-миллионной страны! Даже с учётом переизданий и приложений к журналу «Огонёк» по 200-400тыс. Дефицит всё равно. Правительство неплохо придумало решить проблему со вторсырьём, заинтересовав население книгами поинтереснее, чем «Малая Земля» или «Сионизм — угроза миру».
Но реализация вышла так себе: длинные и хмурые, как осенний вечер, очереди. Жучки-спекулянты возле книжных магазинов. Подбор авторов тоже был непонятно на чьё усмотрение. Дюма, Сименон, Коллинз, Конан-Дойль, Сабатини, О'Генри, Ильф и Петров. А того же Ремарка легче было купить в Кишинёве или Ташкенте. Ницше «идейно чуждого» — только взять почитать в самиздате, Н.Гумилёва тоже. Впрочем, спасибо и за Сименона, а отдельное спасибо за Гашека.
Дефицит книг в СССР был оправдан тем что нельзя было позволить полную вырубку лесных массивов, всё таки сохранность лесов это первоочередная задача Советского государства по сравнению с чтением художественной литературы населением и я считаю что это правильно, взять книги для чтения можно было в библеотеке. Главное что учебной литературы хватало. Зато сейчас дефицита в книгах, журналах, рекламных изданий и т.д. нет, но лесных массивов так необходимых для человечества становится всё меньше и меньше. Лес уничтожается ради потребительских животных качеств человека на то что прочитается и выбросится или сожгётся, в каждом городе, в каждом доме и в каждом подьезде валяются не кому ненужные бесплатные рекламные газеты и буклеты, огромное количество бумаги тратятся на разную офисную муру — люди, вам не жалко природу, это же преступление ради временной страсти, ради наживы, что останется в России в скором будущем, сообщения властей о том что горят леса из-за не осторожного обращения с огнём, но это только мизерная часть правды в основном это поджоги ради дальнейшей вырубки леса для производства бумаги и мебели и освобождения площадей для дальнейшей застройки.
Людям не хотелось читать труды Ленина, Маркса, Сталина, политэкономию, да конечно читается тяжело, скучно, но читать было необходимо, куда интересней фантастика и дедективы, дочитались до развала великой державы СССР и возврата капитализма.
...поэтому тоннами выпускали всякую идеологическую туфту. одних прокоммунистических газетёнок и журналов набиралось с сотню при том что Зарулем или ТМ не достать. всякие мемуары никому не нужные и мало кем читаные издания маркса и ленина потом пылившиеся на полках и выброшенные с началом перестройки... все это на защиту леса конечно.
«В СССР почти не издавали художественную литературу»ю У меня у обоих бабушек шкафы ломятся от советских книг. Они не сдавали макулатуру кк дети, а выписывали их сериями прямо из издательств. Серия приключения включала например: Жаколио — весь. Сабатини — весь, Буссенар — весь, Брет Гарт, Стивенсон, Хаггард весь, Дюма шесть томов итд...
Еще из худ литературы- Ремарк, Пушкин, Лермонтов, Мандельштам, Есенин, Шевченко, Ахматова, Гоголь,, — все полные собрания сочинений, Зегерс, Золя, Фейхтвангер, Барбюс, «Война и мир» Толстого — в двух комплектах. А также Сименон, Кристи и несколько десятков книг — современный зарубежный детектив. Это я не говорю про советские книги типа Фадеева, Серафимовича, Алексея Толстого, полного Маяковского, И на сладкое — четыре тома восточных сказок, зачастую эротического содержания. Нет не издавали в СССР худ литературу!
Так вот откуда у меня в квартире такое количество книг, которые никто не читал и не будет читать! Наличием книг понтовались, как и хрусталём.
Ха, у меня мама работала в конторе Вторсырья, которая отвечала за сбор и переработку макулатуры, кроме всего прочего. Понятно, что заветные талоны на книжки у нас не переводились. Учителя в моей школе быстро просекли, какой ценный кадр у них в классу. Помню, я постоянно макулатурные книжки в школу таскал...В основном Дюма, Дюма...А идти далеко было, я шел и ругался про себя...3-4 лишние книжки в портфеле-не шутка!
Достать можно было всё, в том числе и книги. Крутиться надо было, а не на диване лежать. Сам занимался фарцовкой и у меня всё было что хотел.
А почему надо было крутиться, а не зайти после работы в магазин и купить?
Потому что никакие интересные книги в обычных магазинах свободно не продавали, и что до работы, что после, что даже во время нее ходить по книжным было бесполезно. Собирали с покойными родителями макулатуру на книги регулярно с 1980 по 1991 гг, купили всего 46 книг, последними были романы Фенимора Купера «Шпион». Сенкевича «Камо Грядеши?» и Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Из первой серии Дюма-отца 1974—1981 гг. — купить удалось не все, даже если сдать макулатуру, и кое-что потом докупали в других изданиях, не макулатурных, качеством полиграфии, кстати, не лучше. Сейчас многие ошибочно считают, что «макулатурные» советские книги 1974—1991 гг. издавалисб всегда некачественно и «на плохой бумаге». Это — вранье! В реальности тогда в Союзе даже научно-академические книги публиковали на бумаге не намного лучшей, а региональные издательства в республиках и «немакулатурные» издания выпускали на газетной и просто сероватой бумаге. Сегодня многие солидные издательства втридорога предлагают известные книги на бумаге еще худшей или более тонкой. Издавали в «макулатурной» серии книги по-разному: одни удачно (Дюма, Дрюон, Василий Ян, Вячеслав Шишков, Генрих Манн, Сенкевич, Митчелл), другие — нет (Буссенар, Джованьоли, Жюль Верн, Рэй Бредбери). И сегодня у многих дома стоят на полках эти книги — в память о прошлом, которое было таким же неласковым для простых людей, как и «бездефицитное» настоящее...
А сейчас эти книги попросту выбрасываются в мусор.