УПК — Учебно-производственный комбинат
Автор: IS-2В советские времена обучению профессиональной подготовке придавалось огромное значение. В телевизионных передачах, статьях воспевался трудовой подвиг строителей, слесарей, токарей. Адвокаты, художники, порой представали в кинофильмах в весьма странном, иногда нелицеприятном свете. Зато в армии рабочих были свои звезды. Их лики украшали доски почета, на лацканах пиджаков ветеранов красовались ордена и медали.
Чтобы взрастить армию пролетариев, необходимо затратить определенные усилия. Понятное дело, уроки труда для мальчиков, домоводство для девочек. А в, 9-10 классах обязательным становилось обучение в УПК, что расшифровывалось как «Учебно-Производственный Комбинат». Ребят обучали различным ремеслам. Нарядившись в токарей, автослесарей, мы отправлялись в специально оборудованные учебные комнаты, похожие скорее на цеха.
Я намеревался учиться на автослесаря, а пришлось встать к токарному станку. В учебной комнате и пахло как на заводе — маслом, эмульсией. Наставником у нас был поставлен мастер производственного обучения — это невысокая хрупкая женщина. И вот стою я облаченный в синий рабочий халат или фартук, физиономия закрыта пластиковым экраном. Если бы не тонкий слой плексигласса, то брызги эмульсии летели бы прямо в глаза. Втулки, ступицы, болты и прочие несложные детали выходили из под моего раскаленного резца. Станки в большинстве своем были окрашены в этакий темно зеленый цвет. Их округлые формы явно кричали эстетикой эры 30-50х. Не исключаю, что где-то там стояли и ДИПы. ДИП — знаменитые станки довоенных лет. ДИП означает «Догнать и перегнать». Но ДИПы были похожи не на гоночные машины, а скорее на танки. Металл, крашенный в зеленый цвет. Ух ты! Здорово. Настоящая мужская профессия. Проучившись два года на УПК, мы получили корочки токарей 6-го разряда. С этим можно было попробовать устроиться на завод.
Однажды на УПК нам показали фильм о токаре, видом своим больше непоминавшем какого-нибудь профессора. Аккуратно стриженный клок бороды, сосредоточенное лицо с тонким чертами и аристократичным профилем, умные, внимательные глаза. Но потряс этот работяга тем, что нашел применение аутотренингу, аутогенной тренировке. Он обслуживал сразу два станка, очень проворно перебегая от одного к другому, потом резко прекращал свою беготню и застывал с закрытыми глазами, уронив голову вниз и уткнувшись лицом в ладони.
Я тогда даже подумал о том, что если уж и быть токарем то только вот таким. Особенно заманчиво было то обстоятельство, что получал этот дядя 600 советских рублей. Внимание не 120 рублей и не 200 рублей, а все 600!
Если вам понравился сайт или данная статья, пожалуйста добавьте этот код в свой блог, сайт, на страницы любимого форума, в социальные закладки, твиттер или просто отправьте ссылку другу. Это будет лучшая награда нам за то что мы делаем.
<a href="http://20th.su/2011/09/20/upk-uchebno-proizvodstvennyj-kombinat/">УПК - Учебно-производственный комбинат</a>
Вот спасибо! А я швея-мотористка была, ВОТ!!!!! И даже после 9 класса мы с девочками по месяцу работали на трикотажной фабрике (практика за которую заплатили немного, но все же). Мальчики у нас учились на автослесарей и токарей. Кстати большая их часть после школы пошла на заводы (именно из-за зарплаты). Я в 1978 г. получала 115 р, а они — 250 и больше.
За 2 года 6 разряд? Не верю.
У меня за 2 года УПК + в это же время два дня в неделю добровольно 4 часа после школы за денежку на заводе и то только второй (станочник шп + станки с ЧПУ).
2-й разряд давали!!! 3-й я получил через 4 месяца на заводе и то был учеником токаря, после того же УПК с 2-м разрядом
Ну может, и не 6-ой, а 2-ой разряд. Уже не помню в каком напралении выше квалификация. Дальше мой профессионализм измерялся категориями. А там наоборот, чем ниже цифра, тем выше комптетенция.
Давали второй разряд, для самых-самых... После ПТУ 3-й, для самых-самых 4-й (как у меня)... У «обработчиков металла резаньем» так называлась моя професия самый высокий это 6-й разряд... Дальше только «Мастер»... Как-то так!
Мы на таксопарке работали. Там же превые левые деньги начал зарабатывать. К обеду мастер уже был никакой — все таксисты («клиенты») шли к нам. К концу дня (а мы работали до 15оо) можно было заработать 3-5 рублей. Научились всему очень быстро — стимул был железный — для школьника тогда это были бешенные деньги. Работали хорошо — у меня за месяц только одна претензия от таксиста была. Переделывал «за свой счет». Можно сказать — первые уроки капитализма.
А мы с одноклассницами были на УПК кондитерами. Практику проходили на хлебокомбинате, в цехе по изготовлению тортов... До сих пор помню огромную ленту конвейера, на которой стояло штук 100 тортов сразу, а мы с приятельницей выдавливали на это дело розочки из крема (ох, и кривые же они у нас получались!) и раскладывали цукаты и безе. После 2-3 часов работы на сладкое уже смотреть не могли, тем более что сердобольные работники цеха нас ещё и подкормить пирожными пытались...
Рецептов сладкого с той поры в тетради осталась уйма! Правда, большинство из них применимы только в условиях крупномасштабного производства, но кое-что из этого арсенала я использую и по сей день.
Я была секретарь-машинистка! Скорость удара — 250 знаков в минуту. Сразу стали «подкидывать» заказы на набор текстов. В 90-е это очень выручало! Все таки такое обучение было нужным.
А я честно говоря не ходил на УПК, назначали меня в токари, ну не нравилось мне это все не мое это было. Контроля почему то уже не было, год это 1991 и 92. И была у меня в школе в 10 и 11 классе пятидневка. Зато потом когда настала пора экзаменов, я теорию сдал блестяще на отлично подробно расписав и описав все тех. процессы и прочую лабуду, а вот на практике через секунд 30 мой станок дымился от заклинившей детали и мне благополучно поставили неуд. В итоге сложив 2 эти оценки мне все таки поставили в аттестат 4-ку, т.к. не ставить же в хороший документ единственнуютройку по УПК:)) Вот такой мой маленький рассказ:)
а я был плиточник облицовщик. как я не хотел учить эту специальность! она была самой не «престижной». Все стремились быть часовщиками, автослесарями, программистами или на худой конец обувщиками. а меня, как не особо «с претензиями» классная руководительница оформила без моего желания и согласия. Но, по иронии судьбы, мы таки единственные из всех действительно чему то полезному научились. нам попался хороший мастер и классный специалист. до сих пор его вспоминаю добрым словом делая в одиночку весь домашний ремонт.
Хоть и училась я уже в нулевые, но УПК было и у нас. Не помню, что там у мальчишек, вроде точно был бармен-официант, мой брат закончил эти курсы, а девочки выбирали: закройщица, парикмахер, кондитер и секретарь офиса. Я как раз последнее выбрала, и хоть и не работала по выбранной специальности, но помогло мне. Учили нас работать на печатных машинках, и скорость у меня до сих пор очень приличная, все удивляются, как быстро я на компе работаю.
а я на УПК в конце восьмидесятых работала младшей медсестрой (смех, няня в детском отделении больницы), причем это была известная клиника в Сибири. Там-то я и поняла, что в медицину не пойду, а мечтала быть врачом)) Там я впервые увидела мертвых людей......сказали нам практиканткам, иди в низ комната №...там мешки, сгрузите в скорую, которая подойдет к дверям и отвезете вон ТУДА (показали на морг)...мы трясущиеся пошли, там была девочка, которая умерла на операции) мы её погрузили, отвезли, уложили на мраморный стол...Пипец, до сих пор помню это, тем более, что до этого я этого ребенка на скорой к окулисту перед операцией возила на обследование......когда это маме рассказала, она в шоке была, как так позволили...а врач, который ббыл отв. за практику сказал — это наша работа, не могут, нечего делать в медицине... Но напугало не это, просто поняла, что нужно выбрать иной путь...вот так УПК. Корочка даже есть — специальность «младшая медсестра», что за профессия???))))
Прекрасное было время!После школы молодой человек выходил в самостоятельную жизнь уже хоть что-то умеющий делать руками. И государство, которое нынешнее поколение презрительно называющие «совок», каждом ГАРАНТИРОВАЛО!!! первое рабочее место. Я после школы в 1974году пошёл на завод, в учебно-производственный цех — мне нравился завод, та атмосфера взаимоотношений, нравилось ощущать себя СОпричастным к чему-то нужному и значимому. И люди были по-проще и добрее — вместе радовались жизни и сопереживали друг другу. А сейчас — сучье (уж простите за мой французский) время, всё на зависти и ненависти, мы позволили негодяям нас разобщить и ограбить, превратив нас в «электорат», в стадо, дебилизованное телевидением, СМИ. И чем больше смотришь на день сегодняшний, то с бОльшей теплотой вспоминаешь советское время. Я в Сочи по ТРИ! раза в год ездил. И деньги были не проблема и пресловутый дефицит решался легко — только работай! А сейчас на двух работах люди работают(и я в их числе), на элементарное не хватает. Неужели это навсегда?! Иногда кажется, что всё что сегодня происходит, кошмарный сон, хочется проснуться и не получается. Проснёмся мы?
Я училась в школе в 60е годы и у нас с 5 класса были уроки труда, где и девочек обучали слесарному делу и столярному наряду с домоводством. Мы делали металлические молоточки, крючки на двери, табуретки, указки и многое другое и нам нравилось, теперь на даче я много могу сама делать. Основы вязанья и шитья , готовки тоже в школе преподавали на трудах. На всю жизнь запомнила какое вкусное первое печенье было.
Вранье!!!!
Раскаленный резец при работе с СОЖ (смазочно-охлаждающей жидкостью) в просторечии — эмульсией...
А вот шестой разряд (высший) после УПК просто поразило...
Я вот как раз из числа «первопроходцев». Начался 9-й класс, и нам объявили, что вместо уроков труда теперь будет УПК. Нашему классу (девочкам) выпала профессия с поэтическим названием «продавец продовольственных товаров». И теорию изучали, и в гастроном на практику ходили, а на летних каникулах целый месяц в гастрономе продавцами отстояли бесплатно — это называлось «отработки». Вот интересно: детский труд в СССР был запрещен — если за деньги, а если задаром — так сколько угодно! Нам тоже, кстати, повезло с преподавателем. Я этот конспект по продовольственным товарам (96-листовая тетрадь) потом всю жизнь выбросить не могла — жалко было, хоть переезжать приходилось часто. Она до сих пор где-то лежит. Там столько нужной информации, что уже и торговый институт заканчивать не надо. Кстати, НИКТО из нашего класса в продавцы так и не пошел... Ну, не в коня корм...
УПК позволил привести хаос мыслей, в юношеские годы, в порядок...я понял что мне надо... полученную специальность там, профессионально не использую...но пользуюсь ей каждый день!!!
В нашем Красногвардейском районе на УПК (88-90 гг) были на выбор несколько профессий — водитель, слесарь-сантехник, пекарь (работа на хлебзаводе), брошюровщик-переплетчик. Все, разумеется, хотели на водителей (можно было получить права), но были квоты по количеству людей на школу, попали немногие. Из оставшегося выбора мама настаивала на слесаре-сантехнике (и, как сейчас понимаю, была права), но у меня в сознании эта профессия прочно ассоциировалась с вечно полупьяным люмпеном в телогрейке, вымогающим деньги. Пошел за компанию с лрузьями в брошюровщики-переплетчики. Нам хорошо преподавали теорию (во всяком случае дома часть книг сам переплел — без золотого тиснения, конечно, но вполне сносно), практика была в 1й городской типографии на Павелецкой. Платили вполне адекватные для школьников деньги (рублей по 35 в месяц), плюс появился доступ к остродефицитной литературе (например, первое массовое «перестроечное» издание «Мастера и Маргариты»). По итогам получил свидетельство «брошюровщика-переплетчика», в жизни не пригодилось, но первое серьезное знакомство с производством состоялось. На мой взгляд, очень правильное было направление развития детей, которые остались на 9-10й класс учиться в школе.
В середине 90-х благодаря УПК мы смогли отучиться ездить и получить ВУ с открытыми категориями В и С и что самое уникальное практически бесплатно
Сейчас это просто показалось бы научной фантастикой, но факт...,
Мы проходили УПК по специальности автослесарь в Москве, в таксопарке. 83-84 гг. Ох, как же мне не нравилась эта специальность. А мой одноклассник готов был всю машину разобрать и собрать заново. Ну не мое это! На специальности радиомонтажник и контролер ОТК записаться я не успел... пришлось два года ездить через весь район на эти занятия, может в чем-то полезные, но это не мое. Зря потраченное время. Радость была невероятная, когда эти занятия закончились! Труд, гражданская оборона, физкультура- мои самые нелюбимые предметы.
У нас (конец 80-х) был просто классный УПК. Можно было выбрать одну из полутора десятков специальностей. Занятия проходили один день в неделю, плюс еще месяц практики после девятого класса. Я была техником-садоводом (а еще были медсестры, пионервожатые, операторы ЭВМ — так тогда компьютеры назывались, продавцы, контролеры ОТК, повара, слесари, токари, водители и много кто еще). Через неделю у нас чередовались теория (первый год — биология, второй -агротехника) и практика в ботаническом саду. Теорию нам давали очень прилично, практика тоже радовала — здоровый не чрезмерный физический труд среди цветочков — на свежем воздухе летом, в тропической оранжерее зимой. Была очень хорошая компания, вообще было весело. По окончании сдали экзамен, особо успешные получили 3-й разряд, остальные — 2-й, но наше обучение котировалось настолько высоко, что тех из нас, кто после школы шел работать в ботанический сад, оформляли сразу с 6-м разрядом.
Другие мои знакомые вспоминают о своих УПК как о чем-то невнятном: так, сводили пару раз на завод, показали станки, а в остальное время школьный двор подметали.
А я выбрал в 1988 году «Оператор ЭВМ»...Обучение проходил с записавшимися не в основном здании УПК, а в ИНСТИТУТЕ БИОЗАЩИТЫ — это было предприятие щедро финансирующейся оборонки. Все внутри сверкало, все в белом, сверкающие лифты, коридоры зеркальные.
И даже накануне «последнего звонка» в выпускном классе нам позвонили из института и попросили забрать начисленные нам за учебу деньги...
А хитом и предметом зависти к счастливчикам была запись в группу водителей: по окончании 10-го класса, те получали права...Но, там уже кто добежать успел — тот выиграл.